Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Дряницына Екатерина Алексеевна

Организация: МБОУ СОШ № 54

Населенный пункт: Московская область, поселок Октябрьский

Здоровье — это главная ценность жизни, которая занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Это один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.

Актуальность данной темы отмечена в государственных законах, которые регламентируют образовательную деятельность. В первую очередь, это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, в котором говорится, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей с ограниченными возможностями. Подчеркнута важность применения здоровьесберегающих технологий и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающее сознание и поведение формируется в школе, однако, школа в какой-то мере препятствует сохранению и укреплению здоровья. Почему так происходит? В современном мире дети начинают рано обучаться, сам процесс обучения очень интенсивный и насыщенный, появляются инновации в образовательной деятельности, все это приводит к тому, что детский организм не справляется, а это прямой путь к напряжению и стрессу. Как уже было отмечено выше, на сегодняшний день наша образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать знания, но и сформировать успешную личность, которая сможет реализовать себя в будущем, полноценно жить и развиваться. Немаловажным является и тот факт, что учитель сам должен на собственном примере показать, как важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:

- разработать и реализовать представления о сущности здоровья;

- сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья;

- приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы;

-разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;

- познать индивидуальные особенности организма;

- уметь использовать здоровьесберегающие технологии в самостоятельных занятиях;

- создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства;

- внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе;

- сформировать умения адаптировать некоторые здоровьесберегающие технологии к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Какие оздоровительные мероприятия мы, как педагоги, можем организовать в школе. Итак, если это начальная школа: 1) Классные часы («Здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров…», «Здоровое питание», «Путешествие по станциям здоровья» и т.д.); 2) Подвижные игры на переменах; 3) Проведение физкультминуток, гимнастика для глаз, минутки релаксации на уроках; 4) Дни здоровья; 5) Общешкольные спортивные мероприятия.

Если это средняя и старшая школа, то: 1) Классные часы (тематика в этом звене очень разнообразная и направлена на поддержание организма в хорошей физической форме, правильное питание, всесторонне обсуждают вредные привычки и их влияние на организм человека); 2) Выступление с докладами/рефератами/проектами на конференциях; 3) Выпуски школьных газет; 4) Дни здоровья; 5) Общешкольные спортивные мероприятия; 6) Проведение уроков у начальной школы старшеклассниками на тему здоровье/здоровый образ жизни; 7) Проведение подвижных игр на переменках старшеклассниками у начальной школы.

Я, как учитель, преподающий английский язык, считаю крайне важным применение здоровьесберегающих технологий на своих уроках. Иностранный язык – это сложный предмет, который характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания и сил. Огромное значение имеет именно организация урока. Во избежание перегрузки и усталости я строю урок в соответствии со вниманием учащихся, чередованием видов работ, и отведением времени на каждое задание. Главная черта урока – это сохранение позитивного состояния обучающихся до конца урока или мероприятия. Немаловажным считаю наличие эмоциональных разрядок во время урока (шутка, улыбка, поговорка, стихотворение, музыкальная минутка). Когда учащиеся видят положительный настрой учителя в течении урока, то и ученик сам не чувствует себя скованным, а значит нет страха во время ответа на уроке или при выполнении заданий/упражнений. В начальной школе дети очень любят физкультминутки (а это очень важных для таких маленьких школьников, которым нужно двигаться и менять положение/деятельность). Обычно в роли выступаю я и на своем примере показываю движения, иногда мы меняемся местами с учениками, и сами учащиеся проводят динамические паузы; иногда мы включаем физкультминутку с песней на youtube (My name is Margarita…; Head and shoulders, knees and toes; I can flap like a bat…) Как показывает практика, детям тоже очень нравится такой вид динамических пауз. Также на уроках применяю минутки релаксации, я включаю спокойную мелодию (пение птиц в лесу, шум моря, кваканье лягушке) дети закрывают глаза и отдыхают. Учащиеся всех уровней обучения любят петь песни. Этот элемент здоровьесбережения является не только эмоциональной разрядкой и позитивным настроем, но и несет в себе обучающие цели – непроизвольное запоминание лексики, отработка грамматических структур. Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч: учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч переводит. Или играем по цепочке, например, тема family – учитель бросает мяч и учащийся называет слово, допустим, mother, далее этот ребенок бросает другому ученику и тот называет слово по теме “family” и т.д. Или такая же игра синонимы – антонимы, вариантов игр очень много.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-английски).

3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (про себя называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).

4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).

5. Смотрите вдаль в течение 2-3 сек., затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5сек. (про себя считаем порядковыми числительными по-английски: the first, the second, …, the tenth).

6. Выполняйте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30-35 см от глаз, следя глазами за кончиками пальцев, затем против часовой стрелки. Произносим: My eyes can see, My ears can hear, My nose can smell, My head can nod, My arms can hold, My mouth can talk, My legs can walk, And walk and walk.

 

Учитывая все вышеизложенное, хочется сделать вывод, что в нашей системе образования существуют много проблем, которые требуют скорейшего решения, и одна из них это здоровье подрастающего поколения. Но если мы, педагоги, будем личным примером, чтобы показать что такое здоровый образ жизни, если мы с раннего возраста будем прививать, ценить, беречь и укреплять свое здоровье, только тогда мы можем надеяться, что будущее поколение будет развито не только физически, но и духовно. А использование здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет учащимся адаптироваться в социуме и в образовательной среде.

Список использованной литературы:

  1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты. - М.: Перспектива, 2013. - 268 c.
  3. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.

Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.

Опубликовано: 27.12.2018