Историческая память как объект научно-исследовательской деятельности в школе

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Шевченко Дарья Владимировна

Организация: ГБОУ гимназия № 513

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Основной тезис: одним из путей превращения «уроков по истории» в «уроки истории» может быть использование в учебной деятельности источников и методов memory studies, т. е. исследований исторической памяти.

 

  1. Исследование исторической памяти (memory studies) как одно из перспективных направлений развития отечественной исторической науки.

Историческая память – это…

- одно из измерений индивидуальной и коллективной социальной памяти об историческом прошлом, символическая репрезентация исторического прошлого;

- главный канал передачи опыта и сведений о прошлом и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом;

- зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов, мифов, которые позволяют индивиду и социальной группе ориентироваться в мире и в конкретных ситуациях;

- сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта и одновременно — как продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях.[1]

 

2. Историческая память как объект междисциплинарных исследований.

Задачи реконструкции исторической памяти как исследовательская проблема:

  1. выявление информационных каналов исторической памяти (источников и механизмов);
  2. составление карты памяти – символического ряда и иерархии образов (образ прошлого – устойчивая абстрактно-символическая модель исторической реальности, которая представлена в массовом сознании);
  3. реконструкция и интерпретация исторических образов.

Источники исторической памяти: 1) наука, 2) литература и искусство, 3) личный опыт.

Механизмы трансляции: 1) система образования, 2) СМИ, 3) устная коммуникация, 4) места памяти.[2]

Мемориальные исследования находятся на стыке нескольких научных областей – истории, философии, социологии, политологии, культурологии, литературоведения, психологии.

 

  1. Memory studies на уроках в школе: работа с источниками исторической памяти.

Суть - анализ источников исторической памяти (подобранных учителем) о конкретном событии или личности для реализации учебных задач под руководством педагога.

Пример урока: «Историческая память об Александре Невском».

Возможные источники: статьи из энциклопедических словарей; результаты голосования в проекте «Имя России» (2008) или иных соцопросов; цитаты из работ историков, придерживающихся разных взглядов на правление князя (И. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилёв, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв и др.); фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский»; справочная информация о памятных местах, связанных с личностью; главы из учебников и др.

Возможные задания и вопросы для обсуждения на уроке:

  1. сравнить тест учебника и цитаты из работ историков; проанализировать, какая из концепций, существующих в исторической науке, оказала наибольшее влияние на учебный текст;
  2. охарактеризовать образ Александра Невского в фильме С. Эйзенштейна; проанализировать возможное влияние фильма на зрителей; сравнить кинообраз князя с концепциями научной и учебной литературы.

 

  1. Memory studies после уроков: научно-исследовательская деятельность во внеурочное время.

Суть - составление плана исследования, постановка цели и задач совместно с научным руководителем; самостоятельный подбор и анализ источников исторической памяти учеником по выбранной теме с учётом критерия научной новизны.

Пример исследования: «Пётр I и его реформы в исторической памяти современного школьника».

Возможные задачи исследования:

- охарактеризовать взгляд на реформы Петра I, сформулированный в учебной литературе (учебники по отечественной истории для 8, 10 классов);

- выявить и проанализировать образы Петра I, представленные в школьном курсе русской литературы;

- изучить особенности восприятия школьниками эпохи Петра I и источники формирования их исторической памяти на основе данных социологического опроса (8-11 классы);

- и др.

 

  1. Memory studies в контексте ФГОС.

Ключевые результаты обучения (в соответствии с ФГОС основного общего и среднего общего образования), достижение которых может быть связано с исследованиями исторической памяти:

  1. личностные результаты – это формирование…:
  • гражданской идентичности, патриотизма (благодаря расширенному и углублённому знакомству с источниками);
  • гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества (обращение к «трудным вопросам» русской истории, формирование собственного мнения);
  • мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (знакомство с одним из перспективных направлений развития общественных и гуманитарных наук, обращение к междисциплинарному подходу);
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию (через проектную и научно-исследовательскую деятельность);
  1. метапредметные результаты:
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности и др. (через проектную и научно-исследовательскую деятельность);
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности и др. (через поиск и использование широкого круга источников общественных и гуманитарных дисциплин);
  • владение языковыми средствами и др. (через анализ информации, формулирование устных и письменных выводов);
  1. предметные результаты:
  • сформированность представлений о современной исторической науке (через знакомство с одним из актуальных направлений исследований);
  • владение комплексом знаний об истории России, сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности (укреплений знаний через их применение на новом уровне для анализа проблем социальной памяти);
  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников (обращение к новым типам источников: не собственно историческим источникам, а источникам исторической памяти);

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике (образ события или личности в исторической памяти как «трудный вопрос» истории, а значит, повод для цивилизованной дискуссии).

 

[1] Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 10. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216435442/WP6_2003_07.pdf.

[2] Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти / Л. Н. Мазур // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. № 3 (117). С. 243-256. URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1589.

Опубликовано: 12.11.2018