Интеллектуальная пассивность у детей на этапе предшкольной подготовки. Роль игры в формировании познавательной активности ребенка

Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста

Автор: Зуева Людмила Львовна

Организация: МБУ ДО «Центр детского творчества»

Населенный пункт: Тульская область, г. Щёкино

Другие дети постоянно тянут руки и вызываются отвечать один за другим, а этот все время остается в сторонке. Все дети с интересом выполняют задание, а этого не заинтересуешь ни чем, лишь бы не трогали. В чем причины пассивности ребенка?

Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в образовательных учреждениях имеется значительное количество детей, к которым нужен специальный подход в процессе обучения. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные дети. Они не проявляют возрастной любознательности, не активны, не самостоятельны. Их устраивает, когда не трогают на занятиях. Вместе с тем, эти дети не имеют дефектологических отклонений.

Под интеллектуальной пассивностью принято понимать сниженный уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся в несформированности интеллектуальных и познавательных способностей у детей разных возрастов. Исследования Л.С. Славиной, Л.В. Орловой показали, что интеллектуально – пассивные дети характеризуются:

  • Недостаточной сформированностью интеллектуальных навыков и умений. Недостаточные интеллектуальные умения – это пробелы в воспитании и развитии ребенка. Значит, с ним мало занимались, ему мало объясняли что-то интересное, у него не вызвали интерес к познанию нового. Проще говоря – у ребенка не воспитали любознательность.
  • Отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности.

Этот фактор – результат первого пункта. Если ребенок не может похвастаться своими умениями и навыками в интеллектуальной деятельности, то ему не нравится заниматься интеллектуальной работой. Ведь он не показывает в этом блестящих результатов. А значит – зачем стараться? Детям нравится заниматься тем, за что их хвалят.

  • Отсутствием познавательного отношения к действительности.

Ребенку неинтересен окружающий мир. Потеря интереса к окружающей среде случается, когда ребенку предъявляют завышенные требования, которые он в силу своих психологических или физиологических особенностей выполнить не может. И ребенок реагирует потерей интереса.

В.С. Юркевич характеризует интеллектуальную пассивность как результат отсутствия у ребенка любознательности.

Проблемы с чрезмерной пассивностью дошкольника на занятиях и в играх, отношениях со сверстниками могут быть вызваны биологическими особенностями строения нервной системы. Еще одна причина – наследственность. Нередко причины интеллектуальной пассивности связаны именно с недостатками воспитания и обучения.

Одна из главных причин возникновения интеллектуальной пассивности в дошкольном возрасте - негативное формирование мотивационно - потребностной сферы личности, неудовлетворение базовых потребностей ребенка в свободе и игре. Все чаще мы слышим от педагогов, что игра уходит из дошкольных учреждений. Именно в игре, как ведущей деятельности, происходят главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей его действительности (С.Л. Новоселова). Ребенок в игре учится пользоваться полученной информацией и это становится его знанием. В игре происходит процесс, который ведет к возникновению у ребенка стремления учиться. В старшем дошкольном возрасте растет потребность в расширении круга познания и углублении имеющихся знаний, причем ребенок сам стремится получить необходимые знания через активную умственную работу. Эта потребность зарождает новый мотив собственно-познавательной деятельности.

Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в новых знаниях является важнейшей составляющей познавательной активности и учебной мотивации. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действий, способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуации, приобретаемый ребенком в игре, в дальнейшем приводит к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. (А.В. Запорожец).

Игра реализует потребность ребенка в достижении успеха, обусловливает возникновение таких личностных качеств, как любознательность, инициативность в поиске новых знаний и замыслов, креативность. Высокий уровень развития игровой деятельности способствует формированию интеллектуальной зрелости и предпосылок возникновения у ребенка способности усвоения теоретических знаний.

В настоящее время повсеместно наблюдающаяся тенденция к раннему обучению детей, происходит подмена игры - ведущей деятельности уроками. Нередко у родителей завышены требования к уровню интеллектуального развития своих детей. Такие «маленькие всезнайки» очень часто лишены самого главного, составляющего суть Детства - бесценного периода жизни и развития каждого человека: у них отсутствует живой, непосредственный интерес ко всему происходящему в окружающем мире, по-детски эмоциональное его восприятие.

Педагогу, реализующему программу предшкольной подготовки, следует учитывать ряд сложившихся негативных моментов:

  • Социальный заказ, в основном направлен на обучение детей навыкам чтения и письма, что приводит к искажению идеи предшкольного образования, нарушает гармоничное развитие ребенка.
  • Родители предъявляют к детям завышенные требования.
  • Применение школьных форм обучения приводит к снижению мотивации, не подходит к данному возрасту.
  • Дублирование программ подготовки к школе и начальной школы.
  • Отсутствие единой программы (нет преемственности между ОУ).
  • Превышение психической и физической нагрузки дошкольников.

Таким образом, с одной стороны, назрела острая необходимость поиска новых путей педагогического руководства игрой дошкольников и создания благоприятных психологических условий для преодоления детьми в игровой деятельности интеллектуальной пассивности. С другой стороны, необходимо напоминать родителям об истинном смысле готовности детей к школе, не связанном только лишь с отработкой школьных умений. При этом необходимо обеспечить: во-первых, учет индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей развития каждого ребенка, а во-вторых, полноценное развитие игровой деятельности дошкольников. Особое место в разрешении данной проблемы отводится раннему диагностированию таких детей и специально организованной работы с ними с целью предупреждения возможных трудностей.

При работе с таким детьми необходимо применять "методику успеха", развивать познавательные процессы, приемы активизации внимания, отводить больше времени для высказывания своего мнения, учитывать интересы и намерения, не применять резкие замечания, поскольку это сильнее замедляет процесс мышления. В работе с интеллектуально пассивными детьми и соответственно пассивной ориентации в поведении необходимо учитывать следующее: тяжесть переключения на новый вид деятельности, поэтому, нужно уделять больше времени для правильного его выполнения. Постепенное изменение игровой деятельности на учебную, как ведущую начинается, когда дети идут в школу.

С целью изменения пассивного поведения ребенка на активное, надо организовать процесс так, чтобы развивать познавательный интерес к интеллектуальной деятельности, уделять достаточного внимания таким детям, повышать самооценку, мотивацию обучения, развивать произвольность психических процессов и поведения; формировать благоприятный психологический климат в коллективе.

Литература:

  1. Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре //Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /Под ред. М.А. Васильевой. М., 1986.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000.
  3. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.
  4. Кошелев А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.
  5. Орлова Л. В., Что такое интеллектуальная пассивность?// Начальная школа.-1996.-№7.-С.26-29.
  6. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -М„ 1996.-245С.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Вла-дос, 1996.
  8. Славина Л.С. Трудные дети/Под редакцией В.Э.Чудновского. - М., Воронеж,1998.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Опубликовано: 08.12.2017