Психолого-педагогические эффекты в обеспечении успешности обучения и воспитания личности ребёнка

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Овчинникова Мария Георгиевна

Организация: МБУДО ЦДО «Созвездие»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Педагогическое воздействие на уроке проявляется не только в реаль­ных наглядных указаниях, в технологическом руководстве и контроле. Это воздействие многомерно, и большая его часть - собственно воспитательная - происходит как бы невидимым путём. Продуктивное, творческое воздействие на ученика - помощь ему в том, что касается не только профессионализма, но и над- и сверхпрофессионализма, может быть только в условиях любви - когда педагог пристрастен (в положительном смысле) к ученику, заинтере­сован в нём. Часто педагог своим бесстрастным "научным" подходом порож­дает атмосферу некоего функционального спокойствия, деловитости - все работают как бы правильно и даже эмоционально. Но этого мало. Не возни­кает опыта вдохновения, когда нет любви.

Любовь к ученику, особый знак отношения делает педагога безусловно творческим, то есть изобретательным: ему остро хочется решить проблему, которая стоит между ним, учеником и музыкой. И здесь неплохим подспорь­ем может явиться знание педагогом психолого-педагогических эффектов.

Какую ценность представляет учащийся для педагога?

а) учащийся - тот человек, который может оценить и безоговорочно принять искусство педагога, его умение передавать всемерное богатство музыки, его авторитет музыканта и педагога;

б) ученик любящий и вырастающий в художника, или нравственно богатой личностью, - это есть реализованный смысл жизни педагога.

Применяя на уроках психологические эффекты, преподаватель добивается пользы для учащихся , им интереснее становится учиться, повышается их са­мооценка, они легче усваивают учебный материал, т.е. становятся успешнее. Идеально, если педагог владеет различными методами психотехники. Напри­мер, педагог отрабатывает методику в роли "озадаченного” ученика, удерживающего позицию автора музыки; или, ища художественно-оптимальную ин­терпретацию, пройти с учениками этапы пути проб и ошибок (в свёрнутом - виде, конечно). Или сюжетно выстроить занятие, со смысловыми и суггестив­ными кульминациями и сменой ролей ученика (как автора, слушателя, крити­ка, аналитика и т.п.).

В психологии охарактеризовано свыше ста психологических эффектов, которые могут быть использованы на урока. Остановимся на относящихся к нашей теме.

Эффект Пигмалиона. Вспомните "Метаморфозы" Овидия: скульптор Пигма­лион создал статую женщины, в которую безумно влюбился и назвал её Галатеей. Богиня любви Афродита сжалилась над ним и оживила его Галатею.

Смысл этой притчи заключается р следующем: Пигмалион создал себе представление об идеальной женщине и в полном соответствии с ним ваял статую. Если перенести эту притчу на область воспитания, будь то в роди­тельском доме, в школе, то можно сказать, что родители или учитель имеют совершенно чёткое представление о ребёнке, которого они воспитывают, и формируют его согласно собственному представлению. Представление, которое существует у меня о другом человеке, передаётся ему, если даже я его открыто не формулирую. Это заключение, перенесённое на любой вид воспи­тания или мотивации, означает следующее: сила ожидания, которое мы свя­зываем с другим человеком, настолько велика, что может оказать влияние на его поведение. Это называется самоосуществляющимся пророчеством. То, на что мы считаем способным человека, иногда определяет весь ход его развития, достижений, возможно, - весь образ жизни.

В книге, написанной американскими авторами - доктором Маргрет Хеннинг и доктором Энн Джарден, под названием "Женщина и карьера" было исследовано, почему 25 женщин "доросли" по должностей вице- президентов американских концернов. Существенной предпосылкой профессионального успеха всех 25 жен­щин были отношения к ним отцов и чётко выявленный эффект Пигмалеона. Цита­та: "Отношения с отцом придали этим женщинам дополнительные качества. В детстве им дарились внимание, поощрение, подтверждение их успехов. И это стало дополнительным источником ранней учёбы, средством расширения их опыта, помог­ло им создать образец роли, с которой они смогли полностью идентифицировать себя. Все 25 женщин рассказали, что отцы способствовали их самоопределению. Для своих отцов они были такими девочками, которые были способны на боль­шее чем обычные дети".

Прямо противоположным эффекту Пигмалиона является

эффект Голема.

В основе одного чешского народного предания есть рассказ о пражском раввине Леве, сделавшим по рецептам каббалы Голема -искусственное существо из глины, которое раввин оживил. Но человека из Голема так и не получилось. Егo жизнь оставалась лишь тупым, полубессознательным существованием. Когда однажды Голем стал бесноваться, раввин уничтожил лист с рецептом каббалы, и искусственное существо грохнулось на землю -остался от него лишь глиняный остов. Между историей Голема и пессимистическим взглядом некоторых учителей на тех или иных учеников ("с ним трудно справиться, и учить его всё равно, что кидать горох об стену") психологи нашли определённую закономерность. Таких учителей психологи относят к предубеждённому типу; такие учителя, создавая негативное представление об учениках, весьма легко поддаются информа­ции, вызывающей сильное впечатление, и долго придерживаются сложившегося мне­ния. Предубеждённые учителя, в отличие от непредубежденных, подходят к "труд­ным" детям негативно. Они явно стремятся к утверждению своего ав­торитете и сосредоточивают всё внимание на тех случаях, когда ребята дела­ют ошибки. в их отношениях к учащимся часто проявляется недоверие, и они всегда сохраняют дистанцию между собой и учениками. Ученики в классах, где преподают предубеждённые учителя, ухудшают результаты работы, снижают при проверках показатели знаний и умений.

Этот эффект довольно стоек - даже в юриспруденции, судопроизводстве, миро­вой опыт показывает, что присяжные редко осуждают человека, который им нра­вится, и, наоборот, редко оправдывают того, кто им не нравится. Роль симпатии и антипатии, как видно, часто бывает решающей. Опытный, умелый, но циничный адвокат как-то признавался: "Факты, относящиеся к преступлению, сравнительно несущественны." И задача адвоката - вызвать симпатию у присяжных к своему подзащитному, совершившему преступление.

Но ведь у педагога - совсем иная задача. Она глубоко гуманистична: вызвать и у себя, и у других людей (у соклассников, у взрослых) симпатию, доб­рое сочувствие к ребёнку, у которого не всё получается и который в чём-то на самом деле иепрятен. Но ведь он растущий человек - человек в возраст становления.Мнего ещё всё впереди,и это "всё" может и должно быть добрым и хорошим.

Многие дети неправильно программируются на всю жизнь,потому что ро­дители постоянно им сигнализируют,что считают их неудачниками.Как много родителей,не раздумывая долго и не желая принести детям вреда,позволяют себе высказывания: "Ты этого никогда не поймёшь!Ты полностью неспособен к....! " Детям,"программируемым" таким образом,уготована фатальная судьба, - испытывать сбывающееся пророчество. Даже при хороших задатках из них ничего не выйдет!Поскольку,если пророчество,негативное или позитивное,пр постоянном повторении закрепляется в подсознании,оно реализуется. Педагогам надо помнить об эффекте Голема,чтобы не допускать его в сво­ей профессиональной деятельности и в человеческих отношениях.

Эффект ореола. Суть его заключается в следующем.при Формировании и раз­витии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в Форме позитивной оценочной пристрастноети/"положительный ореол”/.Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятного в дальнейшем всё его поведение,черты щ поступки начинают переоцениваться в положитель -ную сторону.н них выделяются в основном лишь положительные момент,а отрицательные невелируются.

Эффект проекции возникает, когда собственные подсознательные чувства и желания человек "приписывает" другрму.Приписать своим учащимся хорошие, добрые черты,о наличии которых у себя мечтает,по существу,каждый человек -так поступают хорошие учителя.Пример:ученица Елена Л. училась довольно неважно,на уроках нередко громко разговаривала.А учительница её всё уверяла:" Учишься ты, конечно, слабо. Но ты очень добрая; доброты твоей хва­тит если даже её разделить на всех".Так о ней педагог говорила и другим учителям.Те искренне удивлялись такой характеристике.Но учительница настаивала:"Она готова и подежурить вместо заболевшего,и сходить на дом к заболевшей подруге, проведать её". Говорила и матери:"Ваша дочь,конечно, добрая ". Та поначалу и согласиться не могла: "Что-то я за ней этого не замечала".. .-разводила мать руками.Но учительница продолжала уверять всех в дрброте девочки.И через некоторое время о том же заговорили и другие. Девочке невольно "пришлось" стать такой,какой хотела её видеть учительница.

Эффект последействия. Выдающийся отечественный вокальный педагог Е.М.Малинина часто повторяла:"Надо учить петь наше подрастающее поколение "впрок",а не"на потребу ".Но работа впрок, на долгие годы вперёд,к сожа­лению, у нас мало кого устраивает. Естественное желание любого педагога (да и администрации) побыстрее показать "товар лицом", вывести на сцену ещё слабенькие, неокрепшие голоса, а то и"пришпорить" их, чтобы произвести впечатление...Следует признать, что в педагогике велика роль эффекта последействия: очень многое заложенное подлинными педагогами, не проявляется сразу же в растущем человеке, но несомненно скажется по­том, когда к человеку придёт осознание пользы того, что он получил от своего наставника, хорошо знающего законы развития личности. Вот почему мною сделан упор не на ли дидактическую роль эффектов, сколько на значение в процессе воспитания, т.е. формирования духовно-нравственной стороны личности.

Таким образом, применяя психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании, педагоги перспективно закладывают определённые характерис­тики человека в возрасте развития, что проявится в будущем - во взрослой жизни.

Список литературы:

1. Психология одарённости детей и подростков. Под ред Н.С. Лейтеса.М.,1996

2.В.Н. Анисимов. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,2004

Опубликовано: 30.11.2017