Роль дополнительного образования в воспитании ребенка, как сильной личности

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Холопова Анна Александровна

Организация: ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

В настоящее время сфера дополнительного образования для детей активно развивается, разрабатываются новые образовательные программ, улучшаются методы обучения и способы подачи информации. Целью учреждений дополнительного образования является развитие ребенка, в широком смысле этого слова. Достижение цели достигается через реализацию задач.

Задачи дополнительного образования:

  • Обучающие - это задачи, направленные на освоение обучающимися, через визуальное, аудиальное и кинетическое восприятие, новой информации, в рамках осваиваемой программы.
  • Развивающие – это задачи, направлены на развитие умственных, творческих, физических и прочих способностей детей, в зависимости от выбранной образовательной программы.
  • Воспитательные - это задачи, направлены на формирование моральных и личностных качеств ребенка и помощь в самоопределении.

Все эти задачи вносят весомый положительный вклад в развитие современного поколения!

В последнее время, делается большой упор на обучающие и развивающие задачи. Педагоги дополнительного образования стараются внести инновационные изменения в методику и способы преподавания, поделиться с детьми знаниями, развить их навыки, которые помогут им сделать важный шаг в жизни, помогут определиться с будущей профессией. Все это очень важно, но не стоит забывать и о воспитательных задачах.

Как правило, оба родителя работают, и порой не могут уделять должного времени своему ребенку, не могут дать нужного совета в трудный момент. В связи с чем, появляется ПРОБЛЕМА – в случае неудачи, ребенок может забросить любимое дело; попав в нестандартную ситуацию, он может растеряться и у него сорвется концерт, соревнование и т.д. И это, на первый взгляд, незначительное недоразумение может повлечь за собой серьезные последствия в будущем.

Именно поэтому при планировании занятия, разработке методики преподавания, и образовательной программы в целом, стоит учитывать личностные особенности детей и в соответствии с этим реализовывать воспитательные задачи.

Таким образом, следует понимать, что на занятиях дети хотят не только развить свой потенциал, но также и завести новых друзей, пообщаться со сверстниками, а также с интересным педагогом. Педагог должен стремиться стать для ребенка в первую очередь не учителем, а помощником, советчиком, проводником. Как правило, в дополнительном обучении оценкой результата служат соревнования, концерты и т.д. Именно при подготовке к таким ответственным и волнительным мероприятиям дети нуждаются в поддержке, а также в подготовке к нестандартной или нежелательной ситуации.

Для того чтобы подготовить ребенка к нестандартной ситуации, помочь менее болезненно перенести проигрыш, надо с ним во время всего периода обучения проводить воспитательные беседы, рассматривать возможные нестандартные ситуации и способы их предотвращения или сглаживания.

Приведу примерный план постановки беседы:

  1. Обрисовать детям возможную ситуацию.
  2. Помочь детям стать частью этой ситуации.
  3. Выявить с помощью совместных рассуждений проблему (дети самостоятельно должны обозначить проблему).
  4. Проанализировать проблему.

Ситуация 1: На соревнования отправятся только трое детей из пятнадцати. Следовательно, необходимо выбрать троих лучших из всей группы. Как это сделать? Конечно же, можно устроить небольшое соревнование внутри группы. Но как быть, если на первый взгляд все «равны». Здесь педагогу приходится делать свой выбор, основываясь на профессиональном опыте (оценке). В свою очередь ребенок тоже оценивает себя, и оценка ребенка может не совпасть с оценкой педагога. В этом случае могут начаться обиды на педагога, ребенок может перестать посещать занятия, либо это может отразиться на самооценке ребенка, что может повлечь за собой развития комплекса неполноценности, замкнутости и т.д.

В этом случаем поступим следующим образом:

  1. Задаем ситуацию: Из группы необходимо отправить на соревнования только троих детей. Кого из Вашей группы следует отправить?
  2. Попросим детей принять на себя роль педагога (жури) и совместно обсуждаем, кого и почему следует отправить на соревнования.
  3. Происходит осознание необходимость категорического и необходимого выбора.
  4. Дети делятся своими ощущениями и эмоциями, которые он испытали при участии в этой ситуации.

Тем самым дети будут понимать, что свой выбор педагог делает по обоснованным причинам, а не по личной симпатии. В этом случае, дети солидарно отнесутся к решению педагога, обратят внимание на свои слабые и сильные стороны, что станет стимулом к стремлению улучшить свои результаты.

Ситуация 2: На отчетном концерте ребенок забыл движение. И его выступление было сорвано.

Рассмотрим эту ситуацию при общении с ребенком:

  1. Ты выступаешь на сцене. На тебя смотрят строгие судьи и множество зрителей. Из-за этого ты забываешь движения.
  2. Почему это произошло? В чем причина? (Предположительный ответ: страх выступать перед публикой).
  3. Что в этой ситуации ты будешь делать? Чем конкретно вызвана причина? (Предположительный ответ: остановлюсь; судьям не понравится мое выступление).
  4. Как ты можешь побороть страх? Как следует поступить? (Предположительный ответ: буду думать о маме, которая сидит в зале; буду импровизировать в такт музыки, а когда успокоюсь, продолжу танец).

Таким образом, ребенок посмотрит на ситуацию с другой стороны, сможет продумать для себя стратегию поведения при нескольких вариантах развития событий, и самое главное он начнет учиться справляться с трудностями, находить пути решения из нестандартных ситуаций и научится правильно реагировать на неудачи.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 192 c.
  2. Дополнительное образование детей; Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000. – 256с.
  3. Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
  4. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1992.
Опубликовано: 22.11.2017