Некоторые современные методы и приёмы работы на уроках словесности

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Калиничева Елена Александровна

Организация: МОУ Холбонская СОШ

Населенный пункт: Забайкальский край, п. Холбон

Имея довольно большой опыт работы в школе, не так давно познакомилась с набором приёмов критического мышления, заинтересовалась и стала применять на своих уроках. Детям нравится, уроки стали более интересными. Приёмы реально работают.

«Шесть шляп мышления». Метод шести шляп разработан английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления хорошо работает именно на уроках литературы. Некоторые педагоги применяют все шляпы для одной группы. Надев шляпы определённого цвета, обучающиеся пробуют себя в разных ролях. Я же делаю работу групповой. Скажем, одна группа «надевает шляпы белого цвета». За неимением такого количества шляп одного цвета, даю на стол картонную белую шляпу. Белошляпники собирают фактическую информацию, ведут статистику в цифрах. Здесь необходим доступ к Интернету, иначе факты и цифры просто неоткуда взять. Нужно сказать, очень оживляются при этом обучающиеся средних классов, но лучше работают всё же старшеклассники.

Красные шляпы говорят об эмоциях, сопровождающих главных героев, а также чувствах самих ребят. Здесь важно быть предельно искренними, уметь разбираться в разнообразии чувств, правильно их называть. Нужно также слышать соседей по столу, взаимодействовать с ними, принимать совместные решения, согласовывать свои суждения с мнением группы.

Очень продуктивна работа чёрных шляп. Они собирают весь негатив, который есть в произведении в целом или в отдельных эпизодах. Они учитывают всё плохое, что может следовать из поступков тех или иных героев. Зачастую из их противостояния с оптимистичными желтошляпниками может возникнуть целая дискуссия, поэтому те, кто работает с данным методом, знают, что работа с шестью шляпами может растянуться во времени.

Жёлтые шляпы – оптимисты. Они находят положительные последствия той или иной ситуации, возникающей в результате действий героев произведения.

Как пример спора чёрных и жёлтых шляп хочется привести ситуацию, возникшую при изучении повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». В начале урока был поставлен вопрос: так ли уж необходимо было затоплять Матёру и другие обжитые и плодородные территории, построив гидроэлектростанцию именно в этом месте? Дети сразу же включились в работу, так как каждая группа работала над своей частью информации. Дискуссия развернулась между чёрными и жёлтыми. Первые утверждали, что можно было найти другой выход, так как природе был нанесён большой ущерб, пострадали люди, животные. Пострадали и чувства жителей Матёры: была подвергнута поруганию память о предках, разрушено понятие уважения к земле, малой родине. Сама жизнь матёринцев обессмыслилась. Были найдены и иные аргументы. Оптимисты же отвечали, что электростанция стала снабжать энергией большой регион, молодёжь получила перспективную работу, переселенцы – современные квартиры со всеми удобствами и т.д. Никто не хотел уступать, но в итоге вышли на одну из главных мыслей произведения: при принятии глобальных решений следует скурпулёзно просчитывать все возможные варианты с целью выявления ошибок на стадии планирования. Этот вывод стал уроком для самих обучающихся. Кажется, они задумались о своих будущих действиях в ходе взрослой жизни.

Зелёные шляпы – креативщики. Они предлагают выход из ситуации. Таких выходов может быть несколько. Это даёт возможность детям мыслить нелинейно, развивать фантазию. Ведь именно это ценится в нашей жизни. На том же уроке, о котором сказано выше, в ряду других вариантов группой зелёных шляп предложен вариант, альтернативный сооружению гидроэлектростанции, - постройка ветряных электростанций или выработка электричества солнечными батареями. Естественно, такие варианты были тут же раскритикованы классом, ведь описанные в повести события происходили очень давно. А инженерная мысль тогда находилась в стране не на должном уровне. Но группа отвечала остальным ребятам, что сооружение ГЭС – это движение по линии наименьшего сопротивления и, развивая науку и технику, надо стараться учитывать возможность возникновения различных катастроф. Учитель в синей шляпе обычно выполняет роль координатора. Таким образом, урок, построенный на использовании данного вида мозгового штурма, получается весьма интересным и продуктивным для детей и учителя.

Хорошо работает приём «тонких и толстых вопросов». И именно на уроках литературы. Тонкие вопросы – те, что требуют короткого ответа. Они раскрывают знание фактического материала. Обычно все обучающиеся легко справляются с этим заданием и охотно отвечают сверстникам на их тонкие вопросы. Толстые вопросы нуждаются в пространных неоднозначных ответах, часто бывают проблемными. Отвечая на них, ученики учатся думать логически, грамотно выстраивать устные высказывания. Обучающиеся могут получить задание сформулировать 10 тонких и 1 толстый вопрос, затем предложить ответить на них одноклассникам с учётом того, чтобы одинаковые вопросы не повторялись. Выступающий не только выбирает того, кто отвечает на вопрос, но и оценивает ответ своего одноклассника. С удовольствием дети выполняют такое задание как домашнюю работу. Качество задаваемых вопросов при этом возрастает, потому что времени на их обдумывание дома значительно больше.

Кластер получается при коллективной характеристике героя литературного произведения.

Синквейн отлично подводит итог на уроке, посвящённом раскрытию литературного образа. Научившись составлять синквейн, дети охотно выполняют это задание дома.

В старших классах хорошо идёт работа с методом Джигсо. Профильный учебник для 10 класса программы «Школа 2100» изобилует теоретическими сведениями. Самостоятельно прорабатывая некоторые параграфы, ребята делят их на смысловые отрезки, затем работают в парах, стараясь наиболее доступно, но вместе с тем научно объяснить каждому из одноклассников суть излагаемого материала. Ещё лучше метод работает при повторении, скажем, орфографии. Правило об употреблении НЕ с разными частями речи довольно громоздко. Каждый ученик берёт один пункт, прорабатывает его, а затем поочерёдно обучает одноклассников, добиваясь не только знания теории, но и применения правила на практике.

Нужно сказать, что времени на это уходит довольно много, но данный метод оживляет урок. Приём «Фишбоун» также неоднократно использовался мной на уроках литературы. Ученикам раздаётся схема фишбоун, которую они заполняют самостоятельно (до этого необходимо научить детей данному виду работы). Схема представляет собой скелет рыбы. Её голова – проблемный вопрос, требующий осмысления всего произведения в целом. Верхние рёбра – факты, поступки героя или героев. Нижние рёбра – выводы из поступков, говорящие о личностных чертах героя. Хвост рыбы – вывод, авторская позиция, смысл произведения. Задание довольно сложное, но дети охотно работают с фишбоуном.

Ещё один метод – эссе. На листках дети пишут всё, что приходит им в голову по поводу изучаемого произведения. Очень часто высказываются довольно необычные суждения, и это плюс письменной работы. То, что они постеснялись бы высказать устно, обучающиеся смело пишут в своих эссе. Это касается эмоций и основных смыслов, заключённых в произведении.

Есть ещё приёмы критического мышления, которые я не использую – ромашка Блума, двухчастный дневник, корзина идей. Для их освоения и внедрения требуется время. Но и то, что я использую, позволяет строить уроки довольно интересно и современно. Ученики в течение урока активно работают, учатся мыслить креативно, им доставляет радость процесс взаимообучения, самостоятельного оценивания учебной деятельности как своей, так и товарищей по классу.

Другие приёмы.

Любят обучающиеся также и самостоятельное составление различных тестов по изучаемым произведениям. К приёмам критического мышления тест не относится, но тестовые задания – это те самые тонкие вопросы, которые легко даются ребятам. И особенно нравится детям составлять ответы на свои тесты, придумывать три неверных варианта при одном правильном. Решение самостоятельно составленных тестов дети предлагают своим одноклассникам. Это может быть использовано для работы в парах. Скажем, какое-то время урока отводится на составление теста. Затем ребята обмениваются работами и решают тест, составленный соседом по парте.

Мини-исследования разнообразят как уроки русского языка, так и литературы. Они не так часто используются, но время от времени дети составляют исследовательские работы. Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» обучающиеся получают задание извлечь из текста информацию о быте и обычаях горцев и оформить это как свой собственный текст с постановкой цели, вступительной частью, основной частью и выводом, который может дублировать одну из главных мыслей, а может принадлежать самому ребёнку. При изучении, например, неопределённых местоимений можно поручить ученику исследовать частоту употребления данных слов в речи одноклассников. Поле деятельности здесь довольно большое и для учеников, и для учителя.

Неплохо идёт проектная деятельность в виде составления детьми презентаций по изучаемому произведению. Не все ребята любят этот приём, но те, кто делает это хорошо, в процессе создания презентации учатся работать с информацией, отбирать самое главное, развивают эстетический вкус, а затем при защите презентации ещё и учатся правилам публичного выступления.

Всегда обучающиеся с удовольствием иллюстрируют прочитанные произведения. И здесь личность ребёнка раскрывается в полной мере. Иллюстрирование, конечно, хорошо выполнять дома. Сбрасывать со счетов данный приём считаю нецелесообразным и часто применяю его на своих уроках.

Если класс достаточно развит в артистическом плане, даю задания на театрализацию эпизодов. Хорош приём в работе с младшими школьниками. Особенно при изучении волшебных сказок, басен Крылова, авторских сказок. Длительное время веду в школе драмкружок, поэтому маленькие артисты не стесняются одноклассников, стараются играть как можно лучше.

Вот тот небольшой перечень приёмов и методов, который помогает разнообразить уроки, делает их более красочными, яркими и запоминающимися ребятам.

Источники:

  1. festival.1september.ru/articles/521072/
  2. http://festival.1september.ru/articles/580663/
  3. interactive-plus.ru/ru/article/4597/discussion_platform
  4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/04/05/ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya
  5. О. И. Горбич, Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе, М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Опубликовано: 28.02.2017