Педагогический опыт по работе с родителями. Семейный клуб «Музыка и я – гармоничная семья»

Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста

Автор: Рейнгард Галина Дмитриевна

Организация: МБДОУ д/сад «Северное сияние»

Населенный пункт: Тюменская область, п.Нижнесортымский

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. В современных условиях, когда происходят существенные преобразования в образовательной практике, работа с родителями приобретает особую значимость.

Педагоги много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным, интересным и продуктивным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Только в единстве с ними можно достичь прекрасных результатов в воспитании и образовании детей. Однако во все времена именно работа с родителями была одним из самых сложных направлений в образовании. В.А.Сухомлинский выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие целиком и полностью лежит на педагоге, а сами должны лишь контролировать и оценивать действия педагогов, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. И еще один из актуальных вопросов- это работа с родителями детей с ОВЗ.

Проживая в небольшом населенном пункте, где нет коррекционно-развивающих центров, дошкольных образовательных групп компенсирующей и комбинированной направленности, создание, укрепление отношений между семьями, имеющими детей с ОВЗ, расширение круга их взаимодействия – является насущным вопросом. Исходя из этого, появилась идея объединить усилия специалистов с целью вовлечения родителей в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Появилась идея создание клуба «Музыка и я - гармоничная семья».

Цель: укрепление связей семьи и детского сада, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ на основе музыкально-творческого развития детей.

Задачи:

  • развивать сотрудничество Учреждения и семьи;
  • содействовать формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • способствовать реализации творческой деятельности детей (способствовать музыкальному, слуховому и речевому развитию, овладению двигательными навыками и чувством ритма);
  • гармонизировать детско-родительские отношения.

Актуальность:

Одно из условий успешной социализации ребенка является взаимодействие педагогического коллектива с родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательного проекта с семьей (выдержка из ФГОС ДО).

Организация и порядок работы:

  • заседания клуба проводятся 2 раза в месяц;
  • продолжительность занятий 30 минут;
  • участники: родители и дети, бабушки, специалисты Учреждения.

В основу работы положена программа Железновых «Музыка с мамой». Программа способствует процессу общего развития ребенка.

Суть методики заключается во взаимодействии ребенка и родителя.

Модель организации работы:

  • подвижные и музыкально-дидактические игры;
  • релаксационные и динамические паузы;
  • практикум с элементами тренинга;
  • музыкально-танцевальные этюды;
  • театрализация;
  • круглый стол за чашкой чая.

Ее достоинством является:

  • развитию мелкой моторики;
  • формированию навыков правильной речи;
  • оздоровлению общего состояния;
  • привитию навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
  • налаживанию контактов со взрослыми и сверстниками;
  • сближению ребенка с родителями, поскольку занятия происходят по принципу «мама и ребенок».

Принципы:

  • принцип открытости и доверия;
  • развитие и сотрудничество;
  • комплексность;
  • принцип воздействия на семью через ребенка.

Ожидаемые результаты клуба:

У дошкольников:

  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • обретение уверенности в себе;
  • овладение двигательными навыками и чувством ритма;
  • формирование способности подчиняться общественно принятым нормам (что можно, что нельзя).

У родителей:

  • расширение знаний об играх, упражнениях и приемах взаимодействия с детьми;
  • формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • формирование умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Тематика встреч разнообразна. Мы приглашаем на встречи нашего клуба родителей, которые делятся личным опытом семейного музыкального воспитания. У нас есть родители, которые играют на музыкальных инструментах и с удовольствием поделились личным опытом приобщения своих детей к игре на музыкальном инструменте.

Дети с удовольствием играют на детских шумовых инструментах. Хочется отметить, что дети очень любят играть в паре с родителями. Отрадно видеть, когда на встречи приходят папы и принимают активное участие в самом процессе. В целях развития мелкой моторики разучиваем пальчиковые игры, применяем нестандартный материал: фасоль, горох, шишки.

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми, происходят позитивные изменения. В семейном клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны все стороны ребенка.

Семейные клубы очень полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Они необходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с детьми.

Анализ работы семейного клуба:

По итогам работы клуба среди родителей было проведено анкетирование. Можно сделать вывод: дети и родители с удовольствием посещают занятия. Родители удовлетворены самой подачей материала, нестандартной формой проведения занятий. В результате посещения клуба прослеживаются улучшения во взаимоотношениях родителей и детей. У детей развиваются творческие и коммуникативные навыки. Занятия клуба способствовали изменению у родителей отношения к детям с ОВЗ. Родители и дети испытывают желание посещать клуб в следующем учебном году.

Считаю необходимым в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.

Список используемой литературы:

  1. Баринова М.М. детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи// Школьный психолог. 2010. №2.
  2. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. «Кенгуру»: тренинг раннего развития в паре мама-ребенок: для родителей и детей до 3 лет. СПб., 2008.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
  4. Загорская Ю.Н. Семейный клуб//Воспитатель.2015. №4.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.
Опубликовано: 28.02.2017