Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Белицкая Ирина Вячеславовна

Организация: БОУ СОШ №110

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Формирование культуры здорового образа жизни —важнейшая задача, решение которой проводится на ступени начального образования в соответствии с ФГОС. Ранее, говоря о здоровьесберегающих технологиях, ставили упор на физическом состоянии здоровья ребенка, теперь во главе угла общее здоровье: эмоциональное, физическое, психическое, нравственное, социальное. На новом этапе задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки, а создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечению его безопасности стал многогранным, всеобъемлющим, затрагивающим многие аспекты. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". Основные принципы здоровьесбережения сформулированы Н.К. Смирновым.

-"Не навреди"

-Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

-Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

-Соответствие содержания обучения возрасту.

-Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

-Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

- Создание оптимальных условий для обучения в школе.

-Учитывание возрастных особенностей ребенка.

-Организация учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

-Обеспечение достаточного двигательного режима.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Эффективнее всего использовать технологии комплексно, сочетая и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. Вот примеры наиболее оптимальных технологий и приемов, которые можно использовать в работе:

-Физминутка во время урочных занятий. Рекомендуется проводить по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. В первом классе успешность работы детей и повышение мотивации учения находятся в прямой зависимости от того, насколько ребенок утомился. Поэтому физминутки у первоклассников следует проводить через каждые 10 минут.

-Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это интересная разминка пальцев и кистей рук в форме игры.

-Гимнастика для глаз. Целесообразно проводить такие упражнения во время интеллектуальных занятий.

-Разнообразие видов деятельности — это необходимое чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

-Артикуляционная гимнастика –это работа по развитию речи, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

  • . Детские игры решают не только учебные задачи. Активная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме. -Релаксация — проводится во время урока для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

-Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

-Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

-Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

-Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

-Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

-Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

-Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса. Но еще более широко можно проводить их в жизнь через внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению. Мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Здоровей-ка» для обучающихся 1-4 классов, направленная на формирование. сохранение и укрепление здоровья младших школьников через подвижные игры. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков. Работа начинается на доступном для детей уровне в виде прогулок, подвижных игр, физкультурных праздников, спортивных соревнований и эстафет, оздоровительных часов. Вся программа состоит из четырех частей, каждая из которых включает в себя учебную четверть и имеет свое название и направление:

1 четверть «Современные подвижные игры»: ознакомление с играми, требующими командного состава.

2 четверть «Старинные народные игры»: ознакомление с играми старины, культурой и этикетом того времени.

3 четверть «Русские народные игры»: формирование у обучающихся интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств.

4 четверть «Русские игровые традиции» : формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.

Результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность, высокая степень совершенствования двигательных качеств, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

Список литературы:

1.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

2.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Опубликовано: 13.02.2017