Важность роли раннего музыкального обучения детей, особенности их возрастной психологии, организация учебного процесса

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Жижа Ирина Владимировна

Организация: ДШИ №1

Населенный пункт: г. Урай

«Немузыкальные взрослые – это те,

музыкальность которых в детстве не была замечена и развита»

Золтан Кодай .

Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам. Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка.

Цель данной работы- подчеркнуть важность раннего музыкального развития, обозначить возрастные особенности детей дошкольного возраста, а так же остановиться на основных этапах обучения.

Музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Именно средствами и образами музыки происходит самое интенсивное воздействие на психику дошкольника, обогащение его духовного мира. Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки.

В силу того, что звук - одно из сильнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чувствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых - сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять.

Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности.

Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.
Дошкольный этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте детей легче всего приобщить к музыке.

Дети 5- 6 лет уже во многом развиты. В этом возрасте активно формируется эстетическое чувство. Ребёнок понимает и видит красоту окружающего его мира красок и звуков. Дети в этом возрасте не просто разбираются в интонации музыкального произведения, но и в состоянии сами характеризовать его. Они могут внимательно слушать музыку и выделять отдельные части музыкальной композиции. Музыкально-слуховой аппарат ребенка готов к восприятию и воспроизведению нот во время пения и дальнейшему развитию музыкального слуха
В этом возрасте дети уже сами могут находить выразительные средства для творческого исполнения песен и танцевальных движений под музыку.
Голос ребенка звонок и может быть напевен, его голосовой диапазон еще не достаточно широк, но он поддаётся интонационной направленности.

В работе с детьми данного возраста необходим комплексный подход в развитии музыкальных способностей. И этот комплекс включает в себя три направления :

Ритм

Слух

Пение

Ритм – этот организующая основа музыкального языка, его стержень. Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности.

  • ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной систем. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. . Предмет Ритмика включает в себя разминку, общеразвивающие упражнения и танцы, а также общие теоретические понятия. Важным элементом творчества на уроках являются двигательные импровизации. Но для того чтобы дети почувствовали свободу и желание импровизировать, творить, педагогу необходимо быть готовым и чётко представлять для чего и при помощи каких средств будет осуществляться данный этап в проведении урока. Основой любой ритмической импровизации служит большой набор педагогических приёмов, таких как:

Речевая ритмика. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с учащимися первого года обучения. Рекомендуется заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.

Упражнения на пульсацию. Это упражнения на пульсацию совмещённые с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.(упр. «Дождик»,упр. «Прогулка»)

Ритмический диктант - это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами.

Коллективное музицирование - одна из форм работы на уроках ритмики, которая развивает образное и логическое мышление, слуховой контроль, гармонический слух. Игра в ритмическом оркестре очень нравится детям, они с удовольствием осваивают инструменты детского шумового оркестра. Задача педагога - подобрать пьесы образные, доступные детскому восприятию и в то же время ставящие определенные исполнительские задачи.

Ритмические игры. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. («Самолётики –вертолётики», «Кот и мыши», «У медведя во бору»)

Слух-это способность человека слышать и воспроизводить звуковою информацию. Казалось бы нет ничего особенного в этом вполне физиологическом процессе, но в современных условия жизни выясняется, что дети подчас не слышат того что им важно. Обилие современных гаджетов, громко звучащей музыки, делают наших детей закрытыми для восприятия «чистых» природных звуков, а также звучание музыкальных инструментов. Важно на данном этапе работы настроить детей к восприятию. Поощрять творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки. Целью развития слуха является вовсе не создание “красивой музыки”, а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка слышать. Важными и наиболее доступным направлением в развитии слуха является: слушание музыки.

Данный вид деятельности должен быть ориентирован на возрастные особенности детей. Здесь важно правильно подобрать музыкальный материал. Он должен быть ярким и интересным для восприятия ребенка, а что дети воспринимают в раннем возрасте ,это конечно образы животных , птиц и сказочных персонажей. (Сен-Санс «Карнавал животных», С.Прокофьев «Петя и волк», «Музыка для детей») .

Пение - является самым доступным видом музыкального искусства раннего музыкального воспитания. «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от того как они начнут приобщаться к певческой культуре.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для начала формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечнососудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. Голос оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. В работе над развитием певческих навыков у дошкольников необходимо придерживаться нескольких основных этапов:

Работа над дыханием. Формирование певческого дыхания – одно из самых сложных процессов при обучении детей пению. Дыхание - один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно. В пении оно подвластно волевому управлению. Задача педагога на начальном этапе работы обязательно показывать на себе дыхательные упражнения и конечно индивидуальный контроль каждого ребёнка. При постоянных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким заданиям. упражнения по системе Закрепить эти навыки можно на упражнениях дыхания без звука:

Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.(упр. «Насос», «Дровосек»)

Распевки с элементами ролевой игры. Любой вид деятельности должен быть интересным а интерес в этом возрасте вызывает, конечно, игра. Распевка, один из наиболее важных этапов вокальной работы, но она же является и наиболее скучным видом деятельности вот тогда нам и нужна игра. Игры –распевки :Детская песня “Андрей-воробей”, «Ворон», «Кто у нас поёт» , «Песенка-лесенка» , «Кто умеет чисто мыться» и т.д.

Подбор репертуара осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания , должны соответствовать оптимальным вокальным возможностям детей 5-6 лет и быть понятными. Подбирая произведения нужно учитывать интерес детей их способность справляться с техническими задачами в произведениях.

И конечно важно помнить о том, что вы работаете с очень маленькими детьми ,поэтому особенно важными становятся здоровьесберегающие принципы в обучении пению. Важно помнить, что голос ребёнка 5-6 лет несовершенен , он только начинает становиться. У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы. Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.

Самым важным элементом для всех направлений в развитии ребёнка является эмоциональная составляющая .Задача преподавателя в этот период - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам. При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом для ученика. Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель должен быть не только хорошим специалистом в работе с юными музыкантами, но и учитывать особенности их возраста и характера, чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.

Литература:

  1. Боровик Т.А., Звуки, ритмы и слова I часть Минск, Книжный дом, 1999.112с.
  2. Цейтлин Б.Л. По ступенькам музыкальных знаний .Учебное пособие для учащихся подготовительных групп, М.:Музыка ,2004 .35 с.
  3. Белованова М.Е., Музыкальный учебник для детей серия Мир вашего ребенка (сборник для детей 5-7 лет), РнД.: Феникс, 2004.40 с.
Опубликовано: 02.02.2017