Виды здоровьесберегающих технологий по ФГОС в начальной школе

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Горбачева Ольга Васильевна

Организация: МБОУ «Лицей»

Населенный пункт: Тульская область, г. Щекино

Подготовила: учитель начальных классов

Горбачева Ольга Васильевна

МБОУ «Лицей»

город Щекино Тульская область

 

Доклад

Виды здоровьесберегающих технологий по ФГОС в начальной школе

 

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. После медицинского осмотра, выявляется, что детей с 1 группой здоровья меньше 10 % от общего числа детей в классе. Стандарт второго поколения обеспечивает сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Рассмотрим некоторые из них.

Физкультминутки и динамическая пауза во время уроков. Проводятся по мере утомляемости детей. Они могут быть в виде дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и в виде подвижных гимнастических упражнений. На них отводится от 2 до 4 минут на уроке, а на динамическую паузу до 35-40 минут.

Пальчиковая гимнастика актуальна на уроках письма и русского языка, так как ученики на этих уроках много пишут. При ней происходит разминку пальцев и кистей рук.

Смена видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. Актуальна на уроках литературного чтения и на уроках русского языка. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения. Она способствует снятию эмоционального напряжения.

Дидактические, ролевые игры способствуют развитию творческого мышления и снимают напряжение, повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Постоянное наблюдение за осанкой. Ведь, неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель начальных классов во время организации учебного процесса.


 

 

Список литературы

  1. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

  2. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  4. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Опубликовано: 02.02.2017