Инновационные подходы к формированию воспитательной среды хореографической студии ЦДТ «Детская академия»

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Досова Альфия Ахметовна

Организация: МБУДОЦДТ «Детская академия»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Инновационная деятельность, являясь целенаправленной, научно-обоснованной деятельностью, вносящей в определенную социальную организацию стабильные изменения, активизируется во всех областях человеческой жизни в кризисные времена. Однако, следует отметить, что основным критерием инновационной деятельности является не столько собственно нововведения, сколько их ценностный смысл. Объектом инноваций сегодня являются все компоненты образования, в том числе и дополнительного, но все они имеют единый ценностный смысл -  это гуманистическая направленность, проявляющаяся в

  • личностном развитии всех объектов педагогического процесса;
  • уходе от оценок за слепое копирование по принципу «делай как я» к оценке за самостоятельную познавательную деятельность и творчество;
  • взаимодействии объектов учебного процесса.

Большинству этих требований, если вести речь о занятии хореографией, отвечает хореографический спектакль, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в танцевальном коллективе.

При постоянно возрастающей учебной нагрузке в общеобразовательной школе возникла объективная необходимость решать задачи дополнительного образования, используя нетрадиционные формы и методы обучения, а именно, создание хореографического спектакля на базе танцевального коллектива.  Следует отметить, что в существующей учебно-методической литературе на сегодняшний день хореографический спектакль как форма обучения танцу не рассматривался.

В основе  создания и использования данного инновационного процесса лежит объективная потребность большинства детей в творчестве, самовыражении, сопричастности к делу, проявляющихся наиболее ярко в процессе совместной постановочной работы, а также возможности собственной интерпретации известных и неизвестных литературных персонажей.

Целями и задачами предлагаемой технологии являются:

  • приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, удовлетворение потребностей и интересов с использованием нестандартных форм обучения;
  • формирование у учеников танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения и освоения ими традиционного материала и нетрадиционного материала;
  •  развитие индивидуальных способностей детей, вовлечение в творческий процесс вне зависимости от их хореографической одаренности, что позволяет чувствовать каждому ребенку уверенность в себе и востребованность в коллективе;
  • замена монотонности уроков, тренажей, этюдной работы участием в творческом процессе;
  • достижение взаимопонимания между детьми родителями, педагогами в процессе их совместной творческой деятельности и постепенная их экстраполяция на другие сферы общения.

 

Использование данной технологии позволяет:

  • дифференцировать хореографические возможности детей (материал спектакля позволяет легко это сделать);
  • выявлять наиболее яркие творчески одаренные личности и ориентировать их в профессиональном направлении;
  • вносить элемент состязательности при назначении их на заглавные роли;
  • спектакль позволяет не только хореографически и музыкально образовывать детей, но и пробуждать в них актеров, что в свою очередь позволяет учащимся знакомится с искусством мимики, жеста, грима, создания сценических костюмов и аксессуаров;
  • разработка авторского либретто, декораций, костюмов требует от учащихся обращения к литературе, изобразительному и театральному искусствам, истории родного края, хореографическому наследию народов мира; стимулирует посещение театров, музеев, выставок и т.д.;
  • оригинальные либретто предоставляют неограниченные возможности в создании ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • коллективное творчество над созданием либретто, костюмов, декораций, аксессуаров требует вовлечения в творческий процесс не только учащихся, но их родителей, что способствует созданию в коллективе доверительных, доброжелательных отношений, улучшению взаимопонимания между родителями и детьми и развитию демократической обстановки.

 

Краткое описание технологии.

Многолетний опыт работы с детьми в хореографическом коллективе показывает, что лишь около 20% детей имеют выраженные способности к хореографической деятельности, тогда как потребность и стремление к занятию хореографией проявляет очень большое количество детей. Желание сохранить в детских душах это стремление, укрепить любовь к танцу и развить имеющийся потенциал требует новых неординарных путей в решении этих задач. Такой формой обучения хореографическому искусству может служить хореографический спектакль. Поскольку театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с хореографией, музыкой, изобразительным искусством, то участие детей в театральном представлении открывает огромные возможности для многостороннего развития их способностей и раскрытия индивидуальных склонностей по интегральной модели.

 

Пути воспитания и обучения в предлагаемых условиях:

  • индивидуально-личностный подход;
  • комплексность обучения;
  • принципы интеграции дисциплин;
  • диалогичность общения с педагогом;
  • ранняя ориентация на конкретную профессиональную сферу;
  • воспитание средой;
  • творческое сотрудничество родителей двух поколений с детьми и педагогами (расширение социальной сферы учащегося);
  • преемственность во всех звеньях обучения.

 

Программное обучение хореографическому искусству предполагает обучение основам классического, народно-сценического и историко-бытового танцев. Наиболее сложным для изучения является историко-бытовой материал. Возможность изучения его в виде сцен и вставных номеров в хореографические спектакли дает быстрые и впечатляющие результаты. Каждый танец существует не сам по себе, а окрашивается образными красками, обретая естественность и жизненность, тем самым, украшая отдельные сцены общего спектакля. Достигнув определенных результатов, хореографический коллектив оказался востребованным в выступлениях с Государственным симфоническим оркестром РТ и Татарским государственным оркестром народных инструментов, иллюстрируя такие музыкальные произведения как менуэт, гавот, галоп, вальс, полька, гальярда, полонез, павана и т.п. Безусловно, каждое выступление с такими прекрасными коллективами приносит творческое удовлетворение детям и родителям, повышает самооценку, вдохновляет на дальнейшую творческую деятельность.

 

                 Ребенок готовится к жизни в большом и сложном обществе, впитывая культуру, моральные ценности и жизненный опыт, в первую очередь, своей семьи и ближайшего окружения. Кроме того, он наследует и физические данные своих родителей, где далеко не всё безупречно. В процессе занятий хореографией устраняются некоторые физические недостатки (сутулость, плоскостопие, ожирение), устраняются психологические зажимы, обусловленные этими несовершенствами. А если ребенок не умеет вести себя в коллективе, в процессе занятий в игровой форме обучается вежливым манерам, нормам поведения в обществе. Результат – уверенность в себе, своих силах и открывающихся возможностях.

Институционный механизм социализации личности – это влияние школы, класса, кино, телевидения – играет огромную роль, социальное и нравственное становление осуществляется только в процессе общения с другими людьми.

Хореография же – лучшая сфера общения и процесс этот доставляет массу положительных эмоций. Происходит процесс накопления опыта эмоциональных переживаний, формируется необходимый для общения эмоциональный запас, а это – контактность, доброта, бескорыстие, умение сопереживать, радоваться чужому успеху и бороться за общий результат. Таким образом, на всех возрастных ступенях детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребенка как личность во взрослой жизни. Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувство единения и коллективной радости от успеха или поддержки в трудные минуты их подчас нелегкой детской жизни.

Дети общаются в том культурно-социальном слое хореографического ансамбля с его морально-психологическим климатом, который типичен для данного культурного образования, и который создает определенный стиль жизни, поведения, культуры общения. Воспитание в коллективе, ансамблевая деятельность дает ребенку ощущение своей нужности, делает его в несколько раз сильнее, поскольку он не одинок и не отвержен.

В процессе своего физического и эстетического развития и роста учащиеся нашей судии достигают определенных успехов, приобретают навыки, позволяющие им выступать на лучших сценах города Казани с ведущими коллективами республики. Сотрудничество с Государственным симфоническим оркестром РТ и Татарским государственным оркестром народных инструментов, ведущими артистами ТО и Б безусловно, способствуют социализации ребенка, т.к. общение с субъективно значимыми для ребенка и его родителей лицами оказывает благотворное воздействие и ощущение востребованности и значимости.

Роль педагога в социализации детей достаточно высока, ведь он непосредственно занимается социальным воспитанием учащихся, передавая подрастающему поколению такой социальный опыт, который с точки зрения старшего поколения должен обеспечить формирование определенного типа личности.

Список литературы:

1.Л.Футлик. Я вхожу в мир искусств. Поурочные разработки курса «Введение в искусство»

2.Барышникова Т. «Азбука хореографии» (М. «Айрис Пресс  1999)

3. «Музыка и я», Энциклопедия (М. «Музыка» 1994)

4.Никитин В.Ю. «Модерн, джаз, танец»(библиотечка «Я вхожу в мир искусства» 4/1998)

5.Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М. «Новая школа» 1998)

6. Интернет-ресурсы.

Опубликовано: 29.01.2017