Приёмы и методы использования электронных образовательных ресурсов в преподавании английского языка

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Штурмина Ольга Сергеевна

Организация: МБОУ СОШ № 18

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п Лукино, Балахнинского района

В практике работы современного учителя электронные образовательные

ресурсы (ЭОР) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В условиях традиционного обучения в основу конструирования

моделей использования ЭОР в учебном процессе могут быть положены:

• характер деятельности учащегося при использовании ЭОР в учебном процессе;

• характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР в учебном процессе.

По характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративные;

2) репродуктивные;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковые;

5) исследовательские.

Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.

1. Объяснительно-иллюстративные. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.

2. Репродуктивные. Эта группа методов предполагает использование учителем ЭОР для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний.

При организации учебного процесса преимущественно используются практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;

контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление

пройденного.

Учитель использует ЭОР для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

3.Проблемное изложение изучаемого материала. Построение

учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может

использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение

домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.

4. Частично-поисковые. Эта группа методов предполагает использование ЭОР преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя.

При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

  • информационных, содержание которых носит проблемный

характер;

• практических, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;

• контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования многоаспектного осмысления явлений.

Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа:

анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов

ее решения, открытие нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых. Однако содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.

5.Исследовательские. ЭОР используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных ипрактических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр.

  При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться:

• для выбора необходимой информации;

• для изучения нового учебного материала;

• для выполнения лабораторных и практических работ;

• для анализа и построение моделей в виртуальных лабораториях;

• для создания  собственных  продуктов учебной деятельности:

конспекты, рефераты, проекты и т. п.;

• для отработки умений и навыков;

• для подготовки выступлений и презентаций;

• для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным

турнирам;

• для выполнения учебно-исследовательских работ;

• для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

   Необходимо отметить особую роль ЭОР  в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии.

 

   Подготовка к итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ  по иностранному языку начинается ещё в среднем звене обучения и включает в себя задания, упражнения и компетенции, способствующие развитию у учащихся навыков говорения, аудирования, работы с текстом грамматикой и лексикой. Для полноценной и всесторонней подготовки учащихся к экзамену для учителя и ученика окажутся полезными следующие сайты:

http://минобрнауки.рф/ - официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование"

http://www.fipi.ru - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Данные сайты позволяют ознакомиться с экзаменами в формате ГИА и ЕГЭ, имеется также нормативная документация. Безусловным преимуществом этих сайтов является то, что существует возможность пройти он-лайн экзамен из банка заданий предыдущих лет.

 

Сегодня существует возможность найти достаточное количество сайтов, на которых представлены разнообразные аудио и видео материалы, которые дают возможность работы над аудированием. Для отработки аудирования можно использовать такие сайты, как

http://www.itests.com/       Интерактивные тесты по английскому языку;

www.busyteacher.org       Ресурс письменных работ для учителей английского языка

www.macmillan.ru, http://www.english.language.ru/, www.teachenglish.org.uk, http://engblog.ru

 

  • English-test.net – упражнения по грамматике – это не единственный материал этого сайта. Вам также предоставлены упражнения на отработку лексического запаса, идиоматических выражений и др.
  • Tolearnenglish.com – помимо огромной базы упражнений (более 10 000), ресурс обладает теоретической информацией по грамматике, представленной в виде уроков по той или иной теме.
  • Grammar-quizzes.com – много тестов по разным грамматическим аспектам плюс тренировка пунктуации.
  • Englishgrammarsecrets.com – к каждому грамматическому аспекту, представленному на этом ресурсе, есть небольшое теоретическое обоснование. Мне очень нравятся упражнения этого сайта, так как они представлены в формате swf (flash), и выполнять их очень интересно и совсем не скучно.
  • Autoenglish.org – перед выполнением того или иного упражнения вы можете почитать теорию, представленную тут же, или же посмотреть видеоролик, объясняющий данное грамматическое правило. Задания можно выполнять онлайн или письменно, скачав и распечатав необходимое упражнение.
  • Englisch-hilfen.de – большая база интересных и разноплановых онлайн-упражнений, который можно использовать на разных уровнях обучения

 

В работе на уроке можно использовать такие словари, как Oxford Dictionaries– oxforddictionaries.com, Dictionary of Contemporary English – ldoceonline.com, Cambridge Dictionary Online – dictionary.cambridge.org и The Free Dictionary – thefreedictionary.com.

Если у вас хорошо работает зрительная память, воспользуйтесь словарями в картинках (picture dictionaries) для расширения вашего словарного запаса, а использование таких словарей в начальной школе делает уроки интересными и захватывающими для детей.Вот интересные ресурсы:

Languageguide.org – тематический словарь в картинках с озвучиванием каждого слова.

Learningchocolate.com – очень много тем, слова озвучены. Более того, вам предлагается выполнить несколько упражнений разного типа после изучения той или иной группы слов.

Learnenglish.de – тематический словарь с определениями слов в виде анимационных картинок.

Интересуетесь бизнес-лексикой? Станьте частым гостем сайта videovocab.tv и учите слова, просматривая видео-ролики на разную тематику из области бизнес-отношений.

 

Прекрасные упражнения для отработки грамотного произношения звуков английского языка расположены на сайте learners-dictionary.com. Если вы сомневаетесь в произношении какого-либо английского слова, вы можете прослушать его звучание на уже упомянутом выше ресурсеdictionary.cambridge.org или на сайте Macmillan Dictionary. И, конечно, не обойдите стороной раздел «Pronunciation tips» сайта BBClearningenglish.

Engvid.com – бесплатные уроки английского языка на английском. На этих уроках продолжительностью 10-20 минут носители языка рассказывают о грамматических правилах,синонимичности слов, идиомах и сленге, наиболее употребляемой лексике и т. д.

Usingenglish.com – статьи и тесты, материалы для изучающих английский и для учителей английского, форум. Ресурс обновляется постоянно.

Learnenglish.de – ресурс, упомянутый выше. Игры на английском, диктанты, произношение, уроки английского языка, английский для учителей – это лишь часть разделов этого полезного сайта.

Ego4u.com и correctenglish.ru – два сайта с обширным меню, разделы которого удовлетворят самого требовательного ученика!

 

Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, природной зоне, увидеть и услышать жителей этих городов. Мне огромную поддержку в обучении оказывает Solutions Elementary, Pre Intermediate DVD. С уверенностью можно отметить, что тематика видеоклипов и диалогов может быть использована для развития приобретенных языковых навыков в ситуациях реального общения. Также данные ЭОР представляет темы для обсуждения по различным школьным предметам.

Использованная литература:

  1. Научно-методические материалы

«Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе», Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007г.

  1. Презентация «Современные электронные образовательные ресурсы в образовательной практике», автор Барышева О.В.,
    ст.методист центра медиаобразования ХК ИРО, 2012г.
  2. Книга для учителя «Solutions» intermediate, Oxford University Press, 2 издание, 2015г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по английскому языку.
Опубликовано: 12.08.2016