ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением как модель школы развивающего обучения на основе здоровьеориентированного подхода и сетевого взаимодействия

Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС

Автор: Бычкова Алла Витальевна

Организация: МБУДО ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение ………………………………………………….с. 3                         
  2. Основной раздел работы, обоснование…………………с. 8
  • Цели …………………………………………............……………с. 9
  • Задачи …………………………………………………............….с. 9
  • Этапы реализации проекта…………………………............……с.11
  • Итоги ……………………………………………………..............с. 24
  1. Заключение ………………………………………………с. 28

 

  1. Введение      

 

 

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития... Обучение только тогда хорошо,

когда оно идет впереди развития.

Л.С. Выготский

 

 

Пение в хоре, как известно,  имеет большое внемузыкальное значение. Хоровая деятельность вызывает у человека социально ценные психические состояния, развивает инициативу, мышление, находчивость, пробуждает  организаторские способности, формирует активную жизненную позицию, помогает сохранить здоровье, развивает личность ребенка.

Обучение детей в школе, где хоровое пение является основой художественного и личностного развития – одно из перспективных направлений современной музыкальной педагогики.  Моделью такой школы в условиях Новосибирска может служить муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска Детская школа искусств «Кантилена» с хоровым отделением (далее по тексту ДШИ «Кантилена»).

ДШИ «Кантилена» была открыта в 2009году. Формирование новой модели школы - естественный и закономерный этап становления, которое она проходит на протяжении 25 лет. Наиболее заметные вехи этого становления связаны с рядом объективных внешних и внутренних причин. Назовём некоторые,  на наш взгляд, наиболее  важные.

Всё началось с небольшого хорового коллектива, который был организован в 1990 году в МБУ СОШ № 183. Данная школа была  расположена в удалённом от центра города  промышленном Кировском районе, где нет крупных культурных и досуговых  центров, концертных залов.   Большую часть населения составляли люди рабочих специальностей и  приезжающие  мигранты.

Необходимость ввести детей в мир высоких художественных образов и нравственных идей была очевидной. Это поддерживалось школьной администрацией и педагогическим коллективом. Успехи хора и энтузиазм преподавателей – хормейстеров позволили постепенно создать условия для организации музыкальной школы внутри общеобразовательной, которая вошла в систему городских школ художественно-эстетического цикла (ХЭЦ).

Две главные идеи – здоровьеориентированный подход и развивающее обучение (РО) корнями также уходят в тот период. Первая из них формировалась и существовала как общая концепция школы ХЭЦ, где музыкальная, в частности, хоровая деятельность трактовалась не только как «эстетическое воспитание», но и  была, своего рода, инструментом здоровьесбережения и здоровьетворения. Вторая - идея развивающего обучения – родилась и прорастала в рамках самой школы «Кантилена». Теоретические аспекты, изученные руководителем школы А.В. Бычковой,  постепенно осмысливались, проверялись и на практике внедрялись сначала на хоровых занятиях. Распространение идеологии развивающего обучения среди педагогического коллектива ДШИ «Кантилена» проходило свои непростые этапы. Далеко не каждый педагог – музыкант мог принять их в связи с укоренившейся в музыкальной педагогике парадигмой репродуктивного подхода к обучению. Понадобилось много лет, чтобы новая парадигма обрела отчётливые формы, и появились люди, способные на практике реализовывать идеи РО во всех предметных областях деятельности школы.

И, наконец, третья составляющая – сетевое взаимодействие – казалось бы, порождение нового времени, также имеет свои начальные ростки в прошлом. Хотя по-настоящему полно и уже более структурно эта модель отработана в последние 7 лет.  (Приложение № 1).

В настоящий момент ДШИ «Кантилена» существует как самостоятельное учебное заведение. Она расположена, как и раньше, в Кировском районе г. Новосибирска. Микроучасток, на котором находится школа,  социально-неблагополучный: здесь много неполных семей и семей, относящихся к так называемой группе риска. Большинство детей в них предоставлены сами себе, и мир познают на улице или, в лучшем случае, с экрана телевизора. В итоге общество получает личность незащищённую, не имеющую чёткой нравственной установки и моральной адаптации к постоянно меняющейся жизни. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции.

В таких условиях ДШИ «Кантилена» взяла на себя роль  своеобразного центра предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, а также поставила задачу  способствовать распространению культурной толерантности, выступать «мостом» между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов, сохранить и укрепить физическое, психо-эмоциональное,  интеллектуальное, духовное, личностное  и социальное здоровье подрастающего поколения.  Таким образом,  ДШИ «Кантилена» всей своей деятельностью нацелена на воспитание    людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.

Перед педагогическим коллективом администрацией школы была поставлена задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы была возможность  реализовывать развивающие и здоровьеориентированные подходы в музыкальном обучении и воспитании с учётом  сетевого взаимодействия.

а) Особенностью работы школы является плотное сетевое взаимодействие с общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями  с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий.

б) Сеть ДШИ «Кантилена» была создана  на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Выстроенная подобным образом система работы в ДШИ стала результатом проектного замысла, поскольку все участники сети объединены общим целеполаганием, согласовывают механизмы и схемы взаимодействия, планируют результаты  деятельности.

в) ДШИ «Кантилена» выстроила систему горизонтальных и вертикальных связей с СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольными учреждениями при СОШ №  90 и 129, что помогло обеспечить доступность качественного музыкального образования, качественного и  вариативного музыкального образования, открытость нашей школы, повышение профессиональной компетентности преподавателей и использование на уроках современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволило ДШИ «Кантилена»:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности школы;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

г) Сеть помогла школе получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

д) В ДШИ «Кантилена» принимаются все желающие, без предварительного отбора. Особый подход в подборе контингента воспитанников, т.е. музыкальный всеобуч как миссия работы нашей школы,  обусловил  необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы появились устойчивые достижения. В результате творческих исканий, авторского отбора и интеграции наиболее целесообразных приемов воспитания здоровой личности ребенка преподаватели ДШИ «Кантилена» стали применять в работе методы РО в сочетании со здоровьеориентированными  подходами (дыхательные практики, арттерапевтические техники, оздоровительные методики, «музыкотерапия», «творчествотерапия»  и др.).

Как известно, система РО была детально разработана и эффективно применяется во многих общеобразовательных учреждениях России, но свидетельств внедрения этой системы в работу ДШИ нами найдено не было. Внедрение принципов и методов развивающего обучения с 1990 года в нашей школе  прошло эффективную апробацию и внедрено в систему преподавания таких предметов как: хор, слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература, вокал, игра на инструменте. Стержнем в организации учебного процесса стала идея гармонизации, требующая сочетания в методике преподавания рационального и эмоционального, фактов и обобщений, коллективной и индивидуальной деятельности, объяснительного и поискового методов. Подобным образом организованный процесс обучения потребовал вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи, ориентация на использование зон дальнего и ближнего развития.

Одной из важнейших задач современной школы, выдвинутых обществом, остаётся сохранение здоровья школьников. Доктор медицинских наук Н.А. Склянова и кандидат медицинских наук И.В. Плющ делают акцент на том, что тотальная патологическая поражённость подрастающего поколения выводит здоровьесберегающую практику образовательных учреждений в число важнейших направлений педагогической деятельности. Этой проблеме посвящены  исследования учёных,  поиски практических работников сферы образования и искусства, приказы и рекомендации чиновников. Одной из ведущих установок модернизации системы дополнительного образования  как раз и является установка на обеспечение необходимого и достаточного уровня компетенций учащихся (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, ФГТ), которые они должны получить в оптимальных для сохранения здоровья условиях – без перегрузки организма, психики, эмоциональной сферы.

Вырастить ребёнка – творца, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности, научить оперировать не только полученными знаниями, но и генерировать собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь, при этом сохранив и укрепив здоровье, - не это ли мечта каждого родителя?

Решение названной проблемы требует от современной системы образования разработки новых генеральных идей. Магистральные поиски инновационных подходов нередко лежат за пределами задач ДШИ. А между тем, именно ДШИ и ДМШ могут стать тем местом, где наработанный человечеством богатый опыт в области музыкального образования и воспитания вполне успешно может быть использован как путь к здоровьесбережению и здоровьетворению  при организации не только музыкальной деятельности, но и всей жизни ученика и учителя.

В этом направлении одним из главных векторов деятельности ДШИ «Кантилена» являются психолого-педагогические и коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование художественной культуры и духовного мира ребёнка средствами искусства, где здоровьеориентированный компонент является  одним из ключевых в определении понятия гармонически развитой личности.

Для разработки новой модели ДШИ, её концепции, поиска принципов внедрения и анализа результатов была создана творческая группа преподавателей, ставшая своего рода «Лабораторией РО», что и представлено в настоящем проекте.

2.Основной раздел работы

Обоснование. В основе деятельности ДШИ «Кантилена» лежит философская концепция системы РО. Её суть  в вере в человека, в его нравственную сущность, в его потребность в развитии, в безграничные возможности саморазвития, которое определяется не только биологическими и наследственными факторами, но и его собственными усилиями, направленными на саморазвитие. Ребёнок способен на сознательный жизненный выбор и ответственность за него. Ребёнок способен на творчество, созидание мира и себя. Именно в деятельности, общаясь и сотрудничая, юный музыкант  может не только освоить культуру, но и преобразовывать мир, развивать себя.

 Главное направление деятельности преподавателей ДШИ «Кантилена» было определено творческой группой как  создание условий для формирования и развития субъекта учебной и других видов деятельности, т.е.  человека с музыкально-теоретическим мышлением, инициативного, самостоятельного, здорового,  способного общаться, сотрудничать, развивать и реализовывать себя на благо общества.  

Для успешной реализации проекта,  на наш взгляд, было важно осмыслить само явление практики развивающего обучения и его специфику  в музыкальной педагогике, в частности, в обучении хоровому пению, музыкально-теоретическим дисциплинам, игре на инструменте.

Творческие искания педагогического коллектива ДШИ, изучение истории вопроса развивающего обучения в музыкальной педагогике привели нас к пониманию, что преподавателям предстоит решить в результате реализации проекта  ряд проблем:

  • стимулировать познавательную активность наших учеников, их общее развитие и саморазвитие;
  • создать  условия для развития и  поддержки позитивных стремлений юного музыканта;
  • содействовать развитию всех  заложенных в ребенке от природы потенциальных возможностей и дарований;
  •  постоянно поддерживать интерес детей к учению, учить их самостоятельно мыслить;
  • организовывать обучение музыкальным дисциплинам таким образом, чтобы оно опережало развитие ребёнка. Знания должны стать не конечной целью обучения, а средством развития учащегося;
  • с помощью языка искусств  продолжить внедрение в практику работы ДШИ «Кантилена» и её сетевых партнёров эффективных средств формирующего воздействия на развитие личности ребенка.

Цель проекта:

Создание Детской школы искусств как школы развивающего обучения, где здоровьеориентированный подход и сетевое взаимодействие являются ключевыми в реализации целостной концепции развития личности.

Задачи проекта:

  1. Спроектировать  фрагменты практики развивающего обучения с опорой на здоровьеориентированные  подходы в системе ДШИ.
  2. Свести в целостную систему методы развивающего обучения в сочетании со здоровьеориентированными  технологиями, что  позволило бы каждому воспитаннику ДШИ «Кантилена»  от  1 – го  до 8-го классов успешно пройти путь художественного, личностного и социального становления.
  3. Сформулировать принципы мониторинга деятельности преподавателей, внедряющих принципы РО в общеразвивающих и предпрофессиональных учебных программах  ДШИ «Кантилена».
  4. Определить принципы  мониторинга качественного изменения всех компонентов здоровья учащихся ДШИ «Кантилена»: физического, психоэмоционального, интеллектуального, личностного, социального, духовно-нравственного.

Предполагаемые  результаты

  1. Осуществление инновационного развития  ДШИ «Кантилена» как школы развивающего обучения, где здоровьеориентированный подход и сетевое взаимодействие являются ключевыми в реализации целостной концепции развития личности.
  2. Формирование  новой системы музыкального образования в школе, обеспечивающей: уровень качественной и абсолютной успеваемости не ниже муниципальных и региональных показателей; высокую  конкурентоспособность выпускников школы; образовательную активность школьников; стабильно высокие образовательные и творческие результаты.
  3. Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационно-административных, социально-педагогических безопасных условий  функционирования школы в новом качественном состоянии.
  4. Осуществление  процесса реорганизации учебно-воспитательного процесса на основе практики развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода.
  5. Осуществление педагогического сопровождения,  процесса отслеживания индивидуальных результатов, адаптации и коррекции развития личности в соответствии с компетентностной моделью выпускника школы.
  6. Достижение стабильной положительной динамики психо-эмоционального, физического, интеллектуального, духовного, личностного и социального здоровья учеников и преподавателей.
  7. Снижение процента заболеваемости учеников ДШИ «Кантилена» по данным, предоставленным муниципальной поликлиникой № 22.
  8. Создание информационной базы о деятельности школы в её урочной, внеурочной и художественно-творческой деятельности как школы РО в условиях сетевого взаимодействия.
  9. Развитие системы социального партнёрства, обеспечивающей определённую долю самостоятельности учреждения, ресурсную поддержку инновационного развития школы.

10. Достижение высокого уровня удовлетворённости процессом качества музыкального образования у субъектов образования.

11. Высокая рейтинговая оценка образовательной деятельности школы в системе муниципального и регионального музыкального образования.

Ведущей идеей осуществления инновационной деятельности в ДШИ «Кантилена» является идея переноса общей практики РО на систему работы ДШИ.

Предметом инноваций стали следующие направления образовательной деятельности: РО; здоровьеориентированный подход; сетевое взаимодействие.

Этапы реализации проекта  связаны с освоением педагогическим коллективом концепции РО и её внедрением в учебно-воспитательный процесс в ДШИ «Кантилена».

 I ступень реализации проекта - начальный этап внедрения в 1 – 4 классах технологии РО (2013 – 2017 г.).

II ступень – стратегия внедрения. Перенесение отработанной технологии РО на учебно-воспитательный процесс в 5 – 9 класса (2018 – 2022 г.).

Реализация I ступени проекта проходила в три этапа по следующему плану:

I этап: подготовительный /2013 год/

Цель – разработать вариант программы развития  МБУ ДО ДШИ «Кантилена» как школы развивающего обучения на основе здоровьеориентированного подхода и межсетевого взаимодействия в 1-4 классах.

Задачи:

  • Изучить образовательный и общественный заказ на деятельность ДШИ как школы РО  на основе здоровьеориентированного подхода и межсетевого взаимодействия.
  • Организовать деятельность творческой лаборатории преподавателей, сводящих в целостную систему методы РО в сочетании со здоровьеориентированными  подходами и  сетевым взаимодействием.
  • Поручить творческой лаборатории разработку программы развития школы как школы РО.
  • Создать методическую копилку, включающую в себя видеотеку проведенных мероприятий с показом открытых уроков, библиотеку методической литературы по РО, банк работ преподавателей школы по проблемам РО.
  • Провести публичное обсуждение содержания программы. Осуществить внутреннюю и внешнюю экспертизу программы.

   I I этап: основной /2014 – 2915 год/

Цель – осуществить  переход ДШИ «Кантилена» в режим инновационного развития и новое качественное состояние:

  • обеспечить доступность качественного дополнительного образования;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные общеразвивающие программы по видам искусств, основанные на принципах и методах развивающего обучения  и здоровьеориентированного подхода в 1 – 4 классах;
  • начать апробацию и внедрение новых образовательных  технологий РО в учебный процесс в 1 – 4 классах.

Задачи:

  1. Обеспечить развитие ДШИ «Кантилена» в инновационном режиме:
  • реализовать новую модель управления ДШИ «Кантилена» как школы РО;
  • создать в ДШИ «Кантилена» для учащихся условия  оздоровления, успешной адаптации в обществе, самовыражения и приобщения каждого ученика к искусству через творчество;
  • соединить основные направления художественного развития детей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению музыке.
  • обеспечить открытость деятельности ОУ;
  • развивать сетевое взаимодействие, социальное партнёрство;
  1. Апробировать и внедрить в образовательный процесс ДШИ «Кантилена» инновационные программы обучения:
  • обеспечить переход на дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, с ориентацией их на принципы РО и здоровьеориентированного подхода;
  • осуществить в ДШИ «Кантилена» апробацию технологий РО  в 1-4 классах на основе здоровьеориентированного подхода в условиях сетевого взаимодействия;
  • усовершенствовать процесс предпрофессиональной подготовки учеников в 1-4 классах, используя технологии здоровьесбережения и здоровьетворения;
  • сформировать целостную систему «проживания» музыки ребёнком как акта художественного самовыражения, чуткого слышания авторской интонации.
  • создать атмосферу, где самоощущения каждого ребёнка как значимой личности в сочетании с чувством коллективного «Я» может быть обеспечено именно в условиях совместной художественной деятельности.
  • активно внедрять современные образовательные технологии во внеурочной работе, приоритетно опираясь на здоровьеориентированные технологии.
  1. Создать условия для роста личностных образовательных достижений обучающихся. Совершенствовать работу с одарёнными детьми.
  2. Развивать научно-методическую деятельность, обобщать и тиражировать инновационный опыт учреждения.
  3. Развивать, укреплять и расширять ресурсную базу ДШИ «Кантилена».
  4. Формировать и развивать позитивный имидж школы -  центра предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства.

III этап:  обобщающий /2016 - 2017 годы/

Цель: осуществить проблемный анализ результатов внутреннего и внешнего мониторинга реализации программы.

Задачи:

  1. Провести системный анализ реализации программы развития, качества образовательной деятельности в период с 2013 по 2017 год с целью определения перспектив дальнейшего развития школы.
  2. Закрепить созданные прецеденты практики РО с опорой на здоровьеориентированные  подходы в системе ДШИ.
  3. Обобщить наработанный практический опыт  использования  технологий РО в учебно-воспитательном процессе в  сочетании со здоровьеориентированными подходами в условиях сетевого взаимодействия.
  4. Изучить мнение общественности, субъектов образования о степени удовлетворённости качеством образовательных услуг, об эффективности деятельности школы.

Учредители проекта

МБУ ДО ДШИ «Кантилена» и Фонд содействия развитию ДШИ «Кантилена».

Участники проекта

Ученики, педагоги и родители МБУ ДО ДШИ «Кантилена», МБУ СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольных учреждениях при МБУ СОШ №  90 и 129 .

Процесс внедрения  I и II этапов проекта

Процесс развития школы затронул все стороны её жизни: учебную, концертную, творческую, педагогическую деятельность, диагностику, управление. Появилась «новая аура», стали  осмысливаться новые ценности в дополнительном образовании, формироваться новые качества личности воспитанников, педагогов, управленцев и  развиваться субъект-субъектные отношения.

При переходе  ДШИ «Кантилена» в  режим школы РО с опорой на здоровьеориентированные  подходы и сетевое взаимодействие проявились трудности, возник ряд принципиальных  вопросов, требующих осмысления и решения.

  1. Как, какими способами преподавателю ДШИ  освоить и «принять» РО?
  2. Как научить человека учить себя?
  3. Как оценивать учебную и творческую деятельность воспитанников? Как научить юных любителей музыки оценивать себя?
  4. Возможна ли методика  такого обучения в системе ДШИ?
  5. Как управлять субъектами? Как в управлении развитием школы оставить место для самоуправления, самооценивания, собственного творчества педагога и учащегося?

Появилась необходимость обобщить наработанный опыт не только с позиций педагогических успехов, но и общепедагогических тенденций. Сопоставить полученные результаты с опытом людей, занимающихся проблемами  РО и здоровьеориентированных технологий в других предметных областях.

Из множества проблем мы выделили наиболее существенные. Так выявилось основное направление поиска, определявшего необходимый этап развития.

В результате осмысления инновационной практики РО в условиях ДШИ, а так же личного опыта, преподавателями были выявлены  и приняты  в качестве опорных эффективные и результативные принципы деятельности:

1. Принципы РО:

  • целенаправленное развитие на основе комплексно развивающей системы;
  • системность и целостность содержания;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.

2. Общепедагогические принципы:

  • воспитание и всестороннее развитие личности;
  • сознательность и творческая активность;
  • системность и последовательность педагогических действий;
  • посильная трудность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • доступность и постепенность;
  • коллективный характер обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

3. Принципы педагогики сотрудничества:

  • демократичность общения с детьми;
  • гуманизм (профилактика конфликтных ситуаций, взаимопомощь, партнерство);
  • рефлексивность.

4.Принципы художественной педагогики, сформулированные в работах Л.Горюновой, Л.Масловой, Л.Школяр:

  • опора в общении с искусством на художественно-образную информацию;
  • внедрение принципа интегративного использования различных видов искусств;
  • деятельностно-практический подход к каждой теме урока и, особенно, в освоении законов искусства, его языка.
  • формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, кинестетического опыта  через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательский метод.

Опираясь на вышеназванные принципы, преподаватели ДШИ «Кантилена» используют в работе интегративные методики и технологии:

  • фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова;
  • комплексное вокально-певческое воспитание школьников Д.Е. Огороднова;
  • принципы вокально-хоровой работы В.Соколова
  • технологию творческого развивающ0его обучения И.П. Волкова;
  • технологию личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской;
  • технологию саморазвития личности учащегося  А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко;
  • интегративную технологию развивающего обучения  Л.Г. Петерсона;
  • авторскую технологию «Хоровая деятельность в условия межсетевого взаимодействия как путь к здоровьетворению» А.В. Бычковой.

Названные принципы, методики и технологии адаптированы к условиям работы с детьми и внедрены «лабораторией развивающего обучения» в учебный процесс. Подобное внедрение стало возможно благодаря личным исканиям и наработанному опыту преподавателей.

Новизна авторских технологий состоит в синтезе методик, где технологические умения и навыки служат средством творческого развития и саморазвития общих и специальных способностей, формирования здоровой личности воспитанников в целом.

Подобный подход позволил комплексно решать на уроках проблемы здоровья школьников. Решение  этих проблем обеспечивается целостной системой мер, - организационных, психолого-педагогических, коррекционно-оздоровительных, в том числе медицинских, технологических, социокультурных  и т.п.

Методические разработки  и публикации учителей, а также более чем, 25-летний опыт внедрения данной системы обучения в учебно-воспитательный процесс ОУ показал, что если организовать процесс обучения в школе  на основе идей  РО, то можно  сформировать и в дальнейшем повысить уровень сформированности компонентов учебной деятельности, способствующих  развитию  ключевых компетентностей учащихся, таких как творческое мышление,  мотивационно-ценностные и когнитивные способности.

Поскольку в основе работы ДШИ «Кантилена» как школы РО лежит теория саморазвития личности А.А.Ухтомского и Г.К.Селевко, каждый преподаватель должен помимо обучения ребёнка создавать условия для его саморазвития. К внутренним этапам саморазвития отнесены такие психические процессы как: самопознание, самовоспитание, самоутверждение, самовыражение, самопреодоление, саморегуляцию, самореализацию.

Потребность в самовыражении учеников  ДШИ «Кантилена»  проявляется в стремлении показать, проявить себя,  свои способности, лучшие качества. Она вызывает у ребят желание общаться, испытывать  в процессе совместной художественной деятельности эстетические переживания. В этом процессе происходит  усвоение личностью социального опыта и  развитие. Ярче всего это проявляется в работе хора. Наиболее показателен опыт концертного хора ДШИ «Кантилена».

 

Деятельность хора «Кантилена» многогранна. В ее основе лежит художественный аспект на разных фазах творческого процесса: репетиционный период воплощения музыкальных сочинений в хоре, сценического исполнение. Одним из способов вовлечения учеников в учебный и исполнительский процесс, а также внеурочную хоровую деятельность, является организация самоуправления. Это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает психологические особенности школьников.   С первых уроков создаются условия, при которых  наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов. Было важно сделать так, чтобы каждый из учеников считал все, что касается хора, своим делом.

Шефская работа старших с младшими  помогает организовать учебный процесс  по принципу «обучаемся играя» и подтверждает высказывание  В.А.Сухомлинского о том, что, ребенок лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому. В хористах воспитываются прекрасные черты – забота о ближнем, о младших, вырабатываются педагогические навыки. Подобный подход помогает наиболее эффективно работать с учётом зон ближнего и дальнего развития юных музыкантов. Нами было замечено, что организованное в учебно-воспитательном процессе общение может обеспечить успешную и саморегулирующую деятельность юного музыканта.

Благодаря тесному ежедневному многочасовому общению детей и педагогов, в разных житейских ситуациях создаются условия для развития личности ученика и более глубокой воспитательной работы. В каникулы старшие ребята выезжают в хоровой лагерь и на туристические базы.

В школе проводятся хоровые капустники, посвящения в хористы, Дни именинника, КВН между хористами и учителями, Новогодние карнавалы и многое другое. Подобным образом организованная воспитательная работа формирует  хоровую деятельность как жизнь большой музыкальной семьи.

Нами было замечено, что только в общении, воодушевленный положительной оценкой  исполнения со стороны преподавателя  и товарищей, ребенок стремится к совершенствованию художественного мастерства. Общение в процессе творчества пробуждает у ребенка творческую уверенность, потенциальные силы и энергию, способную разрешить все трудности. Усвоение в процессе творческой деятельности социального опыта помогает ребенку:

  • закрепить модели поведения и  трансформировать их в жизненные ситуации, не связанные с хоровым творчеством;
  • вызывает у ребенка  душевный подъем, вдохновение, рождающее исполнение, которое самому ученику не представлялось возможным.

В результате проводимого опроса учеников ДШИ «Кантилена» было выяснено, что  93 % реципиентов рассматривают обучение в ДШИ не только как форму проведения досуга, но и как возможность стать музыкально образованным человеком. Для многих из учеников обучение в ДШИ  – это побудитель эстетических потребностей, потребностей в знаниях,  а участие в хоровом коллективе не только школа творчества, но и школа жизни, гражданственности.   Потребность ребёнка в самоутверждении выражается и в стремлении занимать достойное место в творческом коллективе, иметь успех, преимущество, быть уверенным в себе, самосовершенствоваться.

Удовлетворение потребностей происходит в процессе деятельности. Потребность направляет эту деятельность. Именно процесс удовлетворения потребностей приводит к присвоению опыта деятельности – социализации, саморазвитию личности. В этом нам и видится образовательная парадигма – парадигма саморазвития ребёнка в процессе обучения в ДШИ «Кантилена».  Принципиально новый подход в реализации РО в ДШИ заключается в том, что  деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательных потребностей, но и многих других ведущих потребностей саморазвития личности.

Акцент на саморазвитие личности в процессе музыкальной деятельности подвел нас к  переосмыслению цели образовательной деятельности  – формирование человека самосовершенствующегося.

Новая модель ДШИ «Кантилена» как школы РО актуализировала  необходимость задать новый вектор организации учебно-воспитательного процесса. Основные направления  которого:

  • осознание юным музыкантом  целей, задач и возможностей  своего развития и саморазвития;
  • участие ребёнка в самостоятельной и общей творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений;
  • адекватное  для поставленной цели воздействие на личность ребенка  условий обучения и воспитания, стиля и методов внешних воздействий.

ДШИ «Кантилена» как школа РО в организации учебно-воспитательного процесса имеет отличительные черты:

  • Перенесение акцента с преподавания на учение.
  • Использование не только познавательной, но и других потребностей и нравственно-волевой мотивации деятельности учеников.
  • Ставка на самостоятельную и творческую деятельность учеников.
  • Активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, перевод ребёнка в рефлексивную позицию.
  • Перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственной деятельности.
  • Систематическое и последовательное формирование общеучебных умений, навыков и необходимых компетенций.

Необходимо  отметить, что в работе ДШИ  «Кантилена»  большая роль отводится:

  • организации взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей;
  • координации функционирования всех трех подсистем: теории, деятельности и уклада.

Факторы и условия, способствующие углубленному самопознанию учащихся в процессе занятий:

Применение творческих  заданий;

В начальный период обучения дети попадают в атмосферу музыкальной игры, увлекательной и интересной. Поют, танцуют, сочиняют стихи, музыкальные сказки.

  • Побуждение учеников к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.
  • Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок в исполнении музыкального сочинения, их анализу и осмыслению.
  • Диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков, его репетиционной работы, выступлений на концерте.
  • Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал уровень своих способностей.
  • Постановка заданий на самооценку деятельности учащихся.
  • Коллективное музыкальное творчество дает возможность объединить  более опытных исполнителей с начинающими, что придает последним больше уверенности. При восхождении к вершинам  искусства каждый пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей ситуацией успеха  и радости от совместного творчества, сможет подняться гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
  • Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения в ДШИ «Кантилена».
  • Предоставление учащимся прав выбора предметов в инвариантной части учебного плана.

Например, в 5 – 8 классах это такие дисциплины как: «Актерское мастерство в хоре», «Подбор аккомпанемента по слуху», «Музыкальная аранжировка с помощью компьютера», «Основы композиции», «Чтение хоровых партитур», «Хоровая аранжировка», «Практика работы с хором», «Дирижирование».

  • Организация учебной, творческой, концертной и других видов деятельности (концерты, конкурсы, фестивали, КВН, музыкальные капустники и т.п.).
  • Беседы с учащимися, решившими сделать музыку своей профессией,  об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.  

Все обучение в  ДШИ «Кантилена»  представляет собой процесс, в центре которого – интерес, активность, инициативность, индивидуальный потенциал самого познающего. В обучении важен не только результат (исполнение хорового сочинения повышенного уровня сложности, место, занятое в конкурсном состязании, участие в престижном концерте и т.п.), но и сам учебный процесс. Именно на уроке происходит конструирование музыкальных образов, овладение обобщенным способом практического действия. На уроках  возникает полилог, диалог многих, он обрастает гаммой чувств, индивидуальных проявлений, смыслов. В ситуации учебной задачи такой выстроенный диалог является одним из мощных источников формирования личности юного исполнителя.

Таким образом, главным результатом в соответствии с целью развивающего обучения становятся  позитивные изменения в самом ученике, такие как: развитие его субъектности; развитие музыкально-теоретического мышления; стремление личности к развитию; развитие музыкальности; развитие психоэмоциональной сферы; развитие  познавательно-регулятивных (внимание, память, воля) и креативных способностей.

Необходимо отметить, что в использовании системы РО в условиях ДШИ истинной целью является сам процесс, в котором создаются необходимые условия. Главным результатом деятельности нашей школы можно считать создание учебного процесса, питающего развитие. Именно в таком процессе познания формируются личностные смыслы, субъектная позиция растущего человека.

Особенностью использования системы развивающего обучения в условиях ДШИ «Кантилена» является ее сосуществование с традиционным обучением ребёнка в рамках общеобразовательной школы. В одном образовательном пространстве оказываются разные по ценностным ориентациям и по типу педагогической деятельности системы. Это серьезнейшая проблема. В практике СОШ №  90, 129, 45, 210, 108, 134 она решается через признание приоритета развивающего обучения.

Педагогический стиль общения с воспитанниками ДШИ «Кантилена» - это стиль педагогической и личной поддержки растущего человека, основанный на принятии ребенка, его права на ошибки и «болезни роста», понимание того, что участники образовательного процесса в первую очередь Личности, а уже во вторую – носители ролей и функций. Особенности этого стиля:

  • позитивная коммуникация, предполагающая в любом процессе общения уважение к собеседнику, стремление понять и поддержать его;
  • выстраивание отношений сотрудничества, создание ситуаций успеха, поэтапного преодоления, поддержки учащегося сверстниками;
  • создание условий для рефлексии, которые способствуют продвижению в процессе развития и личностного становления учащегося.

Для того чтобы организовать активность юных музыкантов, учитель должен действовать как один из  участников совместного поиска, т.е. в качестве субъекта.   Учебный полилог, начавшийся как коллективный диалог, преобразуется в учебное общение, наполненное эмоциями, оценками, глубоким  интересом к его предмету.

Например, создавая условия для формирования действия контроля у юных певцов, хормейстеру необходимо овладеть способностью к рефлексии и саморефлексии. Ему становятся необходимы не только глубокие знания теоретического материала о строении вокально-речевого аппарата, психофизиологических особенностей развития детского голоса, освоение системы научных понятий, но и способность к проектированию вокально-хоровой работы, исследованию. Для успешной педагогической деятельности ему важно  оперативное мышление, развита рефлексия, умение управлять исследованием, сотрудничать с детьми и многое другое.

Преподавателями лаборатории развивающего обучения в ДШИ «Кантилена» совместно с психологом были выделены универсальные качества, необходимые преподавателю, работающему на основе системы РО в ДШИ:

1.Ценностные ориентиры:

  • целостное гуманистическое мировоззрение (понимание целостности мира, любовь к прогрессу, культуре, человеку);
  • ориентация на гуманитарные цели образования;
  • стремление к личностному росту.

2.Необходимые качества и умения:

  • способность к рефлексии, исследованию, проектированию;
  • способность работать в стиле сотрудничества, в позиции фасилитатора;
  • умение проектировать учебные ситуации («учебные задачи»);
  • умение управлять учебным исследованием изнутри.

О самооценивании считаем необходимым, сказать особо. Оценка играет огромную роль в  развитии учебной деятельности, концертно-исполнительской практики.   Умение оценивать собственные действия, выявлять достижения, проблемы, определять цели, этапы самокоррекции – это основа умения учить себя, развивать. Постепенная передача учителем функции оценивания вокально-хоровой и сценической работы ученикам – один из путей решения проблемы объективности оценивания самоизменений в процессе учебной деятельности.

Способы и формы применения самооценивания в ДШИ «Кантилена»

  • безотметочное обучение с различными формами содержательного оценивания;
  • последовательное самооценивание с указанием собственных достижений и проблем, как в процессе урока, так и в концертной деятельности;
  • составление контрольных заданий самими учащимися;
  • оценивание своего участия в ансамблевой деятельности по коллективно принятым критериям. Например, таким как: способность удерживать цель, участвовать в решении учебной задачи, уметь слушать и т.п.
  • сопоставление собственной оценки исполнителя и оценки учителя;
  • введение «Портфолио», в которых представлена не только самостоятельная дополнительная деятельность, но и ее оценка.

Итоги

Оценка достигнутых результатов

Итак, практика применения принципов и методов РО в музыкальной педагогике как система работы ДШИ представлена впервые. Преподавателями ДШИ «Кантилена» была составлена модель выпускника школы.  Выпускник МБУ ДО ДШИ «Кантилена» - это человек инициативный, самостоятельный, ответственный, стремящийся к саморазвитию, личностному росту, постижению мира, обладающий развитым музыкально-теоретическим мышлением, способный к анализу, планированию и рефлексии, умеющий видеть суть явлений, стремящийся к самообучению и способный учить себя.

  1. Отработана технология внедрения РО  в 1 – 4 классах.
  2.  К сугубо учебным результатам можно отнести овладение обобщенным способом действия, умение добывать и систематизировать знания.
  3. В  ДШИ «Кантилена» с 2013 по 2016 год создана вертикаль классов развивающего обучения (1-4 класс).
  4. Можно считать успешной проведённую педагогическим коллективом  на I этапе проекта работу по освоению  и реализации концепции  развивающего обучения в начальных  классах в МБУ ДО ДШИ «Кантилена». Об успешном завершении I этапа проекта свидетельствует:
  • активное проявление  инициативы многими учащимися и педагогами;
  • стремление проявлять себя и пробовать в новых видах деятельности;
  • приобретённые новые компетенции и умения;
  • изменившееся  отношение к себе, к другим;
  • приобретенный гуманитарный взгляд на мир;
  • высокий уровень концертно-творческой и конкурсной работы;
  • активно  развивающаяся саморефлексия и адекватная самооценка.
  1. Создана  творческая лаборатория преподавателей,  сводящих в целостную систему, методы развивающего обучения в сочетании со здоровьеориентированными  подходами и  сетевым взаимодействием,  (12 штатных преподавателей высшей и первой квалификационной категории, кандидат искусствоведения, кандидат педагогических наук, два профессора). Основа работы лаборатории заключается в том, что преподаватели объединяются в подгруппы для решения методических и организационных проблем развивающего обучения.
  2. Одним из видов совместной деятельности преподавателей лаборатории стало создание методической копилки, включающей в себя видеотеку проведенных мероприятий с показом открытых уроков, библиотеку методической литературы по развивающему обучению, банк работ преподавателей нашей школы по проблемам развивающего обучения.
  3. Преподаватели школы регулярно знакомят со своими наработками слушателей международных, всероссийских, региональных и городских  конференций, выпускают методические пособия. Это поднимает авторитет преподавателей лаборатории развивающего обучения, помогает многим самоутвердиться, получить навык публичного выступления с элементами убеждения. Их пример стимулирует других педагогов на участие в проектной деятельности и способствует более активному включению большинства членов коллектива в процесс его реализации.
  4. 90% учащихся классов развивающего обучения участвуют и побеждают в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
  5. Разработаны общие требования к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения, алгоритмы самоанализа уроков в ДШИ разных типов, банк упражнений и др.
  6. Применение системы развивающего обучения в ДШИ радикально изменило все сферы школьной жизни: содержание учебного процесса, тип учебной деятельности, формы организации внеурочной деятельности и т.п.
  7. Основным критерием эффективности реализации воспитательной системы в МБУ ДО ДШИ «Кантилена» считаем личностный рост учеников и педагогов.
  8. ДШИ «Кантилена» выстроила систему горизонтальных и вертикальных связей с СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольными учреждениями при СОШ №  90 и 129, что помогло обеспечить доступность качественного музыкального образования для всех категорий граждан, вариативность музыкального образования, открытость нашей школы, повышение профессиональной компетентности преподавателей и использование современных ИКТ-технологий.
  9. Сегодня ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением насчитывает более 350 воспитанников, которые объединены в 46 концертных коллективов, существующих на базах «сети» при ведущей роли концертного хора «Кантилена».
  10. Воспитанников ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением отличает  богатый  выбор тембральных красок, большая динамическая шкала, хорошая техническая подготовка. Активный репертуар хоровых коллективов насчитывает более 60 произведений русских и зарубежных авторов от духовной и классической музыки до современной и авангардной.
  11. Творческой лабораторией и гордостью школы является концертный хор, ставший лауреатом престижных международных конкурсов в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Испании, Франции, Венгрии, Польше. Хор неизменно представляет Российское детское исполнительство за рубежом. Неоднократно завоёвывал ГРАН-ПРИ международных конкурсов. По данным interkultur:  MUSICA MUNDI – хор «Кантилена» из Новосибирска, состоящий из детей, не проходивших специального отбора, входит в число 50 лучших хоров мира.
  12. У детей, обучающихся в ДШИ «Кантилена», сформирована потребность в здоровом образе жизни.
  13. Учащиеся обучены методам и приёмам здоровьеориентированных технологий, применяемых в вокально-хоровой и инструментальной педагогике.
  14. Занятия искусством осуществляют социальную и эмоциональную реабилитацию и коррекцию поведения детей.
  15. Снизился процент заболеваемости детей, занимающихся в ДШИ «Кантилена», по данным предоставленным муниципальной поликлиникой № 22:

а) по ЛОР заболеваниям на 60%;

б) по сердечно-сосудистым заболеваниям на 15 %;

в) по заболеваниям дыхательных путей на 35%;

г) по заболеваниям нервной системы на 18%;

д) по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы на 20%;

е) по заболеваниям желудочно-кишечного тракта на 21%.

  1.   В творческих коллективах дети учатся общаться и уважать друг друга. Наметилась стойкая тенденция изменения качества коммуникативного общения в сторону толерантности.
  2. Значительно расширился диапазон эмоционально-чувственной сферы у ребят. Дети, занимающиеся музыкой, глубже и тоньше воспринимают искусство.
  3. Включение в художественную деятельность для многих учеников нашей школы стало способом защиты от пагубного влияния неблагополучной обстановки в районе. Из 700 учеников, окончивших ДШИ «Кантилена» с 2009 по 2015 год, ни один не замешан в противоправных действиях. Художественно-эмоциональный опыт детей побуждает их к творческому самовыражению в различных областях деятельности.
  4. Все учащиеся школы имеют 100% успеваемость не только в  ДШИ «Кантилена», но и в общеобразовательных школах и проявляют личную активность в приобретении знаний.
  5. Специально отработанная методика по фонопедии помогает исправлять на уроках хора и вокала дефекты речи и проблемы органов дыхания.

 

Заключение

Итак, реализация проекта показала, что система музыкального образования может решать свои задачи,  опираясь на педагогические технологии, основанные на принципах развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода, которые были разработаны и апробированы в ДШИ «Кантилена» в 1 – 4 классах.  Данные технологии показали высокую эффективность в реализации задач учебно-воспитательного процесса.

Развивающее обучение оказалось таковым не только для учащихся ДШИ «Кантилена», но и для осуществляющих его преподавателей.

Оно сформировало сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему и наконец – потребность в нем.

Данный проект показал, что психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными.

Перестройка содержания обучения в ДШИ кардинально меняет картину их психического развития. Младшие школьники не только способны усвоить сложный теоретический материал, но усваивают его значительно легче, успешнее, чем традиционные для начальной школы «правила». Включение же в обучение музыке системы научных понятий, обеспечивающей осмысленность практических умений, которыми предстоит овладеть младшим школьникам, не только не влечет за собой дальнейшей их перегрузки, но и способствует ее устранению, следовательно, сохранению и укреплению здоровья:

  1. Системный характер учебного материала позволяет существенно сократить время на его изучение.
  2. Перенос центра тяжести в обучении на усвоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сократить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков.
  3. Интенсивное развитие учебно-познавательного интереса как основного мотива познавательной деятельности резко снижает уровень учебной тревожности.

Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, реализуемые с помощью технологий развивающего обучения, вполне посильны для учащихся младшего школьного возраста и не сопряжены с какими-либо отрицательными последствиями для их здоровья.

Сетевое взаимодействие позволило ДШИ расширить доступность качественного музыкального образования, построить инновационную модель ДШИ на основе технологий развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода, формировать общую культурную среду в сетевых ОУ.

Чтобы работать по-новому, преподаватель ДШИ нуждается в надежной, выверенной технологии обучения, ориентированного на приобретение  знаний, умений и навыков, формирование компетенций, а также развитие личности учащихся. Внедрение подобных технологий в систему работы ДШИ оказалось доступным для рядовых преподавателей, далеко не каждый из которых обладает необходимыми данными, позволяющими создавать собственные «шедевры педагогического искусства». Но каждый при желании и настойчивости может стать мастером развивающего обучения в музыкальной педагогике, овладев его технологией и приняв его концептуальные принципы и приняв его концептуальные принципы как основу собственной деятельности.

Опубликовано: 25.01.2017