ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением как модель школы развивающего обучения на основе здоровьеориентированного подхода и сетевого взаимодействия
Конференция: Здоровьесберегающие технологий по ФГОС
Автор: Бычкова Алла Витальевна
Организация: МБУДО ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение ………………………………………………….с. 3
- Основной раздел работы, обоснование…………………с. 8
- Цели …………………………………………............……………с. 9
- Задачи …………………………………………………............….с. 9
- Этапы реализации проекта…………………………............……с.11
- Итоги ……………………………………………………..............с. 24
- Заключение ………………………………………………с. 28
- Введение
|
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития... Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Л.С. Выготский |
Пение в хоре, как известно, имеет большое внемузыкальное значение. Хоровая деятельность вызывает у человека социально ценные психические состояния, развивает инициативу, мышление, находчивость, пробуждает организаторские способности, формирует активную жизненную позицию, помогает сохранить здоровье, развивает личность ребенка.
Обучение детей в школе, где хоровое пение является основой художественного и личностного развития – одно из перспективных направлений современной музыкальной педагогики. Моделью такой школы в условиях Новосибирска может служить муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска Детская школа искусств «Кантилена» с хоровым отделением (далее по тексту ДШИ «Кантилена»).
ДШИ «Кантилена» была открыта в 2009году. Формирование новой модели школы - естественный и закономерный этап становления, которое она проходит на протяжении 25 лет. Наиболее заметные вехи этого становления связаны с рядом объективных внешних и внутренних причин. Назовём некоторые, на наш взгляд, наиболее важные.
Всё началось с небольшого хорового коллектива, который был организован в 1990 году в МБУ СОШ № 183. Данная школа была расположена в удалённом от центра города промышленном Кировском районе, где нет крупных культурных и досуговых центров, концертных залов. Большую часть населения составляли люди рабочих специальностей и приезжающие мигранты.
Необходимость ввести детей в мир высоких художественных образов и нравственных идей была очевидной. Это поддерживалось школьной администрацией и педагогическим коллективом. Успехи хора и энтузиазм преподавателей – хормейстеров позволили постепенно создать условия для организации музыкальной школы внутри общеобразовательной, которая вошла в систему городских школ художественно-эстетического цикла (ХЭЦ).
Две главные идеи – здоровьеориентированный подход и развивающее обучение (РО) корнями также уходят в тот период. Первая из них формировалась и существовала как общая концепция школы ХЭЦ, где музыкальная, в частности, хоровая деятельность трактовалась не только как «эстетическое воспитание», но и была, своего рода, инструментом здоровьесбережения и здоровьетворения. Вторая - идея развивающего обучения – родилась и прорастала в рамках самой школы «Кантилена». Теоретические аспекты, изученные руководителем школы А.В. Бычковой, постепенно осмысливались, проверялись и на практике внедрялись сначала на хоровых занятиях. Распространение идеологии развивающего обучения среди педагогического коллектива ДШИ «Кантилена» проходило свои непростые этапы. Далеко не каждый педагог – музыкант мог принять их в связи с укоренившейся в музыкальной педагогике парадигмой репродуктивного подхода к обучению. Понадобилось много лет, чтобы новая парадигма обрела отчётливые формы, и появились люди, способные на практике реализовывать идеи РО во всех предметных областях деятельности школы.
И, наконец, третья составляющая – сетевое взаимодействие – казалось бы, порождение нового времени, также имеет свои начальные ростки в прошлом. Хотя по-настоящему полно и уже более структурно эта модель отработана в последние 7 лет. (Приложение № 1).
В настоящий момент ДШИ «Кантилена» существует как самостоятельное учебное заведение. Она расположена, как и раньше, в Кировском районе г. Новосибирска. Микроучасток, на котором находится школа, социально-неблагополучный: здесь много неполных семей и семей, относящихся к так называемой группе риска. Большинство детей в них предоставлены сами себе, и мир познают на улице или, в лучшем случае, с экрана телевизора. В итоге общество получает личность незащищённую, не имеющую чёткой нравственной установки и моральной адаптации к постоянно меняющейся жизни. Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется – меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции.
В таких условиях ДШИ «Кантилена» взяла на себя роль своеобразного центра предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, а также поставила задачу способствовать распространению культурной толерантности, выступать «мостом» между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов, сохранить и укрепить физическое, психо-эмоциональное, интеллектуальное, духовное, личностное и социальное здоровье подрастающего поколения. Таким образом, ДШИ «Кантилена» всей своей деятельностью нацелена на воспитание людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.
Перед педагогическим коллективом администрацией школы была поставлена задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы была возможность реализовывать развивающие и здоровьеориентированные подходы в музыкальном обучении и воспитании с учётом сетевого взаимодействия.
а) Особенностью работы школы является плотное сетевое взаимодействие с общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий.
б) Сеть ДШИ «Кантилена» была создана на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Выстроенная подобным образом система работы в ДШИ стала результатом проектного замысла, поскольку все участники сети объединены общим целеполаганием, согласовывают механизмы и схемы взаимодействия, планируют результаты деятельности.
в) ДШИ «Кантилена» выстроила систему горизонтальных и вертикальных связей с СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольными учреждениями при СОШ № 90 и 129, что помогло обеспечить доступность качественного музыкального образования, качественного и вариативного музыкального образования, открытость нашей школы, повышение профессиональной компетентности преподавателей и использование на уроках современных ИКТ-технологий.
Сетевое взаимодействие позволило ДШИ «Кантилена»:
- распределять ресурсы при общей задаче деятельности школы;
- опираться на инициативу каждого конкретного участника;
- осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
- выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
- использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
г) Сеть помогла школе получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.
д) В ДШИ «Кантилена» принимаются все желающие, без предварительного отбора. Особый подход в подборе контингента воспитанников, т.е. музыкальный всеобуч как миссия работы нашей школы, обусловил необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы появились устойчивые достижения. В результате творческих исканий, авторского отбора и интеграции наиболее целесообразных приемов воспитания здоровой личности ребенка преподаватели ДШИ «Кантилена» стали применять в работе методы РО в сочетании со здоровьеориентированными подходами (дыхательные практики, арттерапевтические техники, оздоровительные методики, «музыкотерапия», «творчествотерапия» и др.).
Как известно, система РО была детально разработана и эффективно применяется во многих общеобразовательных учреждениях России, но свидетельств внедрения этой системы в работу ДШИ нами найдено не было. Внедрение принципов и методов развивающего обучения с 1990 года в нашей школе прошло эффективную апробацию и внедрено в систему преподавания таких предметов как: хор, слушание музыки, сольфеджио, музыкальная литература, вокал, игра на инструменте. Стержнем в организации учебного процесса стала идея гармонизации, требующая сочетания в методике преподавания рационального и эмоционального, фактов и обобщений, коллективной и индивидуальной деятельности, объяснительного и поискового методов. Подобным образом организованный процесс обучения потребовал вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи, ориентация на использование зон дальнего и ближнего развития.
Одной из важнейших задач современной школы, выдвинутых обществом, остаётся сохранение здоровья школьников. Доктор медицинских наук Н.А. Склянова и кандидат медицинских наук И.В. Плющ делают акцент на том, что тотальная патологическая поражённость подрастающего поколения выводит здоровьесберегающую практику образовательных учреждений в число важнейших направлений педагогической деятельности. Этой проблеме посвящены исследования учёных, поиски практических работников сферы образования и искусства, приказы и рекомендации чиновников. Одной из ведущих установок модернизации системы дополнительного образования как раз и является установка на обеспечение необходимого и достаточного уровня компетенций учащихся (дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, ФГТ), которые они должны получить в оптимальных для сохранения здоровья условиях – без перегрузки организма, психики, эмоциональной сферы.
Вырастить ребёнка – творца, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности, научить оперировать не только полученными знаниями, но и генерировать собственные идеи, успешно воплощая их в жизнь, при этом сохранив и укрепив здоровье, - не это ли мечта каждого родителя?
Решение названной проблемы требует от современной системы образования разработки новых генеральных идей. Магистральные поиски инновационных подходов нередко лежат за пределами задач ДШИ. А между тем, именно ДШИ и ДМШ могут стать тем местом, где наработанный человечеством богатый опыт в области музыкального образования и воспитания вполне успешно может быть использован как путь к здоровьесбережению и здоровьетворению при организации не только музыкальной деятельности, но и всей жизни ученика и учителя.
В этом направлении одним из главных векторов деятельности ДШИ «Кантилена» являются психолого-педагогические и коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование художественной культуры и духовного мира ребёнка средствами искусства, где здоровьеориентированный компонент является одним из ключевых в определении понятия гармонически развитой личности.
Для разработки новой модели ДШИ, её концепции, поиска принципов внедрения и анализа результатов была создана творческая группа преподавателей, ставшая своего рода «Лабораторией РО», что и представлено в настоящем проекте.
2.Основной раздел работы
Обоснование. В основе деятельности ДШИ «Кантилена» лежит философская концепция системы РО. Её суть в вере в человека, в его нравственную сущность, в его потребность в развитии, в безграничные возможности саморазвития, которое определяется не только биологическими и наследственными факторами, но и его собственными усилиями, направленными на саморазвитие. Ребёнок способен на сознательный жизненный выбор и ответственность за него. Ребёнок способен на творчество, созидание мира и себя. Именно в деятельности, общаясь и сотрудничая, юный музыкант может не только освоить культуру, но и преобразовывать мир, развивать себя.
Главное направление деятельности преподавателей ДШИ «Кантилена» было определено творческой группой как создание условий для формирования и развития субъекта учебной и других видов деятельности, т.е. человека с музыкально-теоретическим мышлением, инициативного, самостоятельного, здорового, способного общаться, сотрудничать, развивать и реализовывать себя на благо общества.
Для успешной реализации проекта, на наш взгляд, было важно осмыслить само явление практики развивающего обучения и его специфику в музыкальной педагогике, в частности, в обучении хоровому пению, музыкально-теоретическим дисциплинам, игре на инструменте.
Творческие искания педагогического коллектива ДШИ, изучение истории вопроса развивающего обучения в музыкальной педагогике привели нас к пониманию, что преподавателям предстоит решить в результате реализации проекта ряд проблем:
- стимулировать познавательную активность наших учеников, их общее развитие и саморазвитие;
- создать условия для развития и поддержки позитивных стремлений юного музыканта;
- содействовать развитию всех заложенных в ребенке от природы потенциальных возможностей и дарований;
- постоянно поддерживать интерес детей к учению, учить их самостоятельно мыслить;
- организовывать обучение музыкальным дисциплинам таким образом, чтобы оно опережало развитие ребёнка. Знания должны стать не конечной целью обучения, а средством развития учащегося;
- с помощью языка искусств продолжить внедрение в практику работы ДШИ «Кантилена» и её сетевых партнёров эффективных средств формирующего воздействия на развитие личности ребенка.
Цель проекта:
Создание Детской школы искусств как школы развивающего обучения, где здоровьеориентированный подход и сетевое взаимодействие являются ключевыми в реализации целостной концепции развития личности.
Задачи проекта:
- Спроектировать фрагменты практики развивающего обучения с опорой на здоровьеориентированные подходы в системе ДШИ.
- Свести в целостную систему методы развивающего обучения в сочетании со здоровьеориентированными технологиями, что позволило бы каждому воспитаннику ДШИ «Кантилена» от 1 – го до 8-го классов успешно пройти путь художественного, личностного и социального становления.
- Сформулировать принципы мониторинга деятельности преподавателей, внедряющих принципы РО в общеразвивающих и предпрофессиональных учебных программах ДШИ «Кантилена».
- Определить принципы мониторинга качественного изменения всех компонентов здоровья учащихся ДШИ «Кантилена»: физического, психоэмоционального, интеллектуального, личностного, социального, духовно-нравственного.
Предполагаемые результаты
- Осуществление инновационного развития ДШИ «Кантилена» как школы развивающего обучения, где здоровьеориентированный подход и сетевое взаимодействие являются ключевыми в реализации целостной концепции развития личности.
- Формирование новой системы музыкального образования в школе, обеспечивающей: уровень качественной и абсолютной успеваемости не ниже муниципальных и региональных показателей; высокую конкурентоспособность выпускников школы; образовательную активность школьников; стабильно высокие образовательные и творческие результаты.
- Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационно-административных, социально-педагогических безопасных условий функционирования школы в новом качественном состоянии.
- Осуществление процесса реорганизации учебно-воспитательного процесса на основе практики развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода.
- Осуществление педагогического сопровождения, процесса отслеживания индивидуальных результатов, адаптации и коррекции развития личности в соответствии с компетентностной моделью выпускника школы.
- Достижение стабильной положительной динамики психо-эмоционального, физического, интеллектуального, духовного, личностного и социального здоровья учеников и преподавателей.
- Снижение процента заболеваемости учеников ДШИ «Кантилена» по данным, предоставленным муниципальной поликлиникой № 22.
- Создание информационной базы о деятельности школы в её урочной, внеурочной и художественно-творческой деятельности как школы РО в условиях сетевого взаимодействия.
- Развитие системы социального партнёрства, обеспечивающей определённую долю самостоятельности учреждения, ресурсную поддержку инновационного развития школы.
10. Достижение высокого уровня удовлетворённости процессом качества музыкального образования у субъектов образования.
11. Высокая рейтинговая оценка образовательной деятельности школы в системе муниципального и регионального музыкального образования.
Ведущей идеей осуществления инновационной деятельности в ДШИ «Кантилена» является идея переноса общей практики РО на систему работы ДШИ.
Предметом инноваций стали следующие направления образовательной деятельности: РО; здоровьеориентированный подход; сетевое взаимодействие.
Этапы реализации проекта связаны с освоением педагогическим коллективом концепции РО и её внедрением в учебно-воспитательный процесс в ДШИ «Кантилена».
I ступень реализации проекта - начальный этап внедрения в 1 – 4 классах технологии РО (2013 – 2017 г.).
II ступень – стратегия внедрения. Перенесение отработанной технологии РО на учебно-воспитательный процесс в 5 – 9 класса (2018 – 2022 г.).
Реализация I ступени проекта проходила в три этапа по следующему плану:
I этап: подготовительный /2013 год/
Цель – разработать вариант программы развития МБУ ДО ДШИ «Кантилена» как школы развивающего обучения на основе здоровьеориентированного подхода и межсетевого взаимодействия в 1-4 классах.
Задачи:
- Изучить образовательный и общественный заказ на деятельность ДШИ как школы РО на основе здоровьеориентированного подхода и межсетевого взаимодействия.
- Организовать деятельность творческой лаборатории преподавателей, сводящих в целостную систему методы РО в сочетании со здоровьеориентированными подходами и сетевым взаимодействием.
- Поручить творческой лаборатории разработку программы развития школы как школы РО.
- Создать методическую копилку, включающую в себя видеотеку проведенных мероприятий с показом открытых уроков, библиотеку методической литературы по РО, банк работ преподавателей школы по проблемам РО.
- Провести публичное обсуждение содержания программы. Осуществить внутреннюю и внешнюю экспертизу программы.
I I этап: основной /2014 – 2915 год/
Цель – осуществить переход ДШИ «Кантилена» в режим инновационного развития и новое качественное состояние:
- обеспечить доступность качественного дополнительного образования;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные общеразвивающие программы по видам искусств, основанные на принципах и методах развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода в 1 – 4 классах;
- начать апробацию и внедрение новых образовательных технологий РО в учебный процесс в 1 – 4 классах.
Задачи:
- Обеспечить развитие ДШИ «Кантилена» в инновационном режиме:
- реализовать новую модель управления ДШИ «Кантилена» как школы РО;
- создать в ДШИ «Кантилена» для учащихся условия оздоровления, успешной адаптации в обществе, самовыражения и приобщения каждого ученика к искусству через творчество;
- соединить основные направления художественного развития детей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению музыке.
- обеспечить открытость деятельности ОУ;
- развивать сетевое взаимодействие, социальное партнёрство;
- Апробировать и внедрить в образовательный процесс ДШИ «Кантилена» инновационные программы обучения:
- обеспечить переход на дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, с ориентацией их на принципы РО и здоровьеориентированного подхода;
- осуществить в ДШИ «Кантилена» апробацию технологий РО в 1-4 классах на основе здоровьеориентированного подхода в условиях сетевого взаимодействия;
- усовершенствовать процесс предпрофессиональной подготовки учеников в 1-4 классах, используя технологии здоровьесбережения и здоровьетворения;
- сформировать целостную систему «проживания» музыки ребёнком как акта художественного самовыражения, чуткого слышания авторской интонации.
- создать атмосферу, где самоощущения каждого ребёнка как значимой личности в сочетании с чувством коллективного «Я» может быть обеспечено именно в условиях совместной художественной деятельности.
- активно внедрять современные образовательные технологии во внеурочной работе, приоритетно опираясь на здоровьеориентированные технологии.
- Создать условия для роста личностных образовательных достижений обучающихся. Совершенствовать работу с одарёнными детьми.
- Развивать научно-методическую деятельность, обобщать и тиражировать инновационный опыт учреждения.
- Развивать, укреплять и расширять ресурсную базу ДШИ «Кантилена».
- Формировать и развивать позитивный имидж школы - центра предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства.
III этап: обобщающий /2016 - 2017 годы/
Цель: осуществить проблемный анализ результатов внутреннего и внешнего мониторинга реализации программы.
Задачи:
- Провести системный анализ реализации программы развития, качества образовательной деятельности в период с 2013 по 2017 год с целью определения перспектив дальнейшего развития школы.
- Закрепить созданные прецеденты практики РО с опорой на здоровьеориентированные подходы в системе ДШИ.
- Обобщить наработанный практический опыт использования технологий РО в учебно-воспитательном процессе в сочетании со здоровьеориентированными подходами в условиях сетевого взаимодействия.
- Изучить мнение общественности, субъектов образования о степени удовлетворённости качеством образовательных услуг, об эффективности деятельности школы.
Учредители проекта
МБУ ДО ДШИ «Кантилена» и Фонд содействия развитию ДШИ «Кантилена».
Участники проекта
Ученики, педагоги и родители МБУ ДО ДШИ «Кантилена», МБУ СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольных учреждениях при МБУ СОШ № 90 и 129 .
Процесс внедрения I и II этапов проекта
Процесс развития школы затронул все стороны её жизни: учебную, концертную, творческую, педагогическую деятельность, диагностику, управление. Появилась «новая аура», стали осмысливаться новые ценности в дополнительном образовании, формироваться новые качества личности воспитанников, педагогов, управленцев и развиваться субъект-субъектные отношения.
При переходе ДШИ «Кантилена» в режим школы РО с опорой на здоровьеориентированные подходы и сетевое взаимодействие проявились трудности, возник ряд принципиальных вопросов, требующих осмысления и решения.
- Как, какими способами преподавателю ДШИ освоить и «принять» РО?
- Как научить человека учить себя?
- Как оценивать учебную и творческую деятельность воспитанников? Как научить юных любителей музыки оценивать себя?
- Возможна ли методика такого обучения в системе ДШИ?
- Как управлять субъектами? Как в управлении развитием школы оставить место для самоуправления, самооценивания, собственного творчества педагога и учащегося?
Появилась необходимость обобщить наработанный опыт не только с позиций педагогических успехов, но и общепедагогических тенденций. Сопоставить полученные результаты с опытом людей, занимающихся проблемами РО и здоровьеориентированных технологий в других предметных областях.
Из множества проблем мы выделили наиболее существенные. Так выявилось основное направление поиска, определявшего необходимый этап развития.
В результате осмысления инновационной практики РО в условиях ДШИ, а так же личного опыта, преподавателями были выявлены и приняты в качестве опорных эффективные и результативные принципы деятельности:
1. Принципы РО:
- целенаправленное развитие на основе комплексно развивающей системы;
- системность и целостность содержания;
- обучение на высоком уровне трудности;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.
2. Общепедагогические принципы:
- воспитание и всестороннее развитие личности;
- сознательность и творческая активность;
- системность и последовательность педагогических действий;
- посильная трудность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- доступность и постепенность;
- коллективный характер обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
3. Принципы педагогики сотрудничества:
- демократичность общения с детьми;
- гуманизм (профилактика конфликтных ситуаций, взаимопомощь, партнерство);
- рефлексивность.
4.Принципы художественной педагогики, сформулированные в работах Л.Горюновой, Л.Масловой, Л.Школяр:
- опора в общении с искусством на художественно-образную информацию;
- внедрение принципа интегративного использования различных видов искусств;
- деятельностно-практический подход к каждой теме урока и, особенно, в освоении законов искусства, его языка.
- формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, кинестетического опыта через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательский метод.
Опираясь на вышеназванные принципы, преподаватели ДШИ «Кантилена» используют в работе интегративные методики и технологии:
- фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова;
- комплексное вокально-певческое воспитание школьников Д.Е. Огороднова;
- принципы вокально-хоровой работы В.Соколова
- технологию творческого развивающ0его обучения И.П. Волкова;
- технологию личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской;
- технологию саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко;
- интегративную технологию развивающего обучения Л.Г. Петерсона;
- авторскую технологию «Хоровая деятельность в условия межсетевого взаимодействия как путь к здоровьетворению» А.В. Бычковой.
Названные принципы, методики и технологии адаптированы к условиям работы с детьми и внедрены «лабораторией развивающего обучения» в учебный процесс. Подобное внедрение стало возможно благодаря личным исканиям и наработанному опыту преподавателей.
Новизна авторских технологий состоит в синтезе методик, где технологические умения и навыки служат средством творческого развития и саморазвития общих и специальных способностей, формирования здоровой личности воспитанников в целом.
Подобный подход позволил комплексно решать на уроках проблемы здоровья школьников. Решение этих проблем обеспечивается целостной системой мер, - организационных, психолого-педагогических, коррекционно-оздоровительных, в том числе медицинских, технологических, социокультурных и т.п.
Методические разработки и публикации учителей, а также более чем, 25-летний опыт внедрения данной системы обучения в учебно-воспитательный процесс ОУ показал, что если организовать процесс обучения в школе на основе идей РО, то можно сформировать и в дальнейшем повысить уровень сформированности компонентов учебной деятельности, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся, таких как творческое мышление, мотивационно-ценностные и когнитивные способности.
Поскольку в основе работы ДШИ «Кантилена» как школы РО лежит теория саморазвития личности А.А.Ухтомского и Г.К.Селевко, каждый преподаватель должен помимо обучения ребёнка создавать условия для его саморазвития. К внутренним этапам саморазвития отнесены такие психические процессы как: самопознание, самовоспитание, самоутверждение, самовыражение, самопреодоление, саморегуляцию, самореализацию.
Потребность в самовыражении учеников ДШИ «Кантилена» проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества. Она вызывает у ребят желание общаться, испытывать в процессе совместной художественной деятельности эстетические переживания. В этом процессе происходит усвоение личностью социального опыта и развитие. Ярче всего это проявляется в работе хора. Наиболее показателен опыт концертного хора ДШИ «Кантилена».
Деятельность хора «Кантилена» многогранна. В ее основе лежит художественный аспект на разных фазах творческого процесса: репетиционный период воплощения музыкальных сочинений в хоре, сценического исполнение. Одним из способов вовлечения учеников в учебный и исполнительский процесс, а также внеурочную хоровую деятельность, является организация самоуправления. Это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает психологические особенности школьников. С первых уроков создаются условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов. Было важно сделать так, чтобы каждый из учеников считал все, что касается хора, своим делом.
Шефская работа старших с младшими помогает организовать учебный процесс по принципу «обучаемся играя» и подтверждает высказывание В.А.Сухомлинского о том, что, ребенок лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому. В хористах воспитываются прекрасные черты – забота о ближнем, о младших, вырабатываются педагогические навыки. Подобный подход помогает наиболее эффективно работать с учётом зон ближнего и дальнего развития юных музыкантов. Нами было замечено, что организованное в учебно-воспитательном процессе общение может обеспечить успешную и саморегулирующую деятельность юного музыканта.
Благодаря тесному ежедневному многочасовому общению детей и педагогов, в разных житейских ситуациях создаются условия для развития личности ученика и более глубокой воспитательной работы. В каникулы старшие ребята выезжают в хоровой лагерь и на туристические базы.
В школе проводятся хоровые капустники, посвящения в хористы, Дни именинника, КВН между хористами и учителями, Новогодние карнавалы и многое другое. Подобным образом организованная воспитательная работа формирует хоровую деятельность как жизнь большой музыкальной семьи.
Нами было замечено, что только в общении, воодушевленный положительной оценкой исполнения со стороны преподавателя и товарищей, ребенок стремится к совершенствованию художественного мастерства. Общение в процессе творчества пробуждает у ребенка творческую уверенность, потенциальные силы и энергию, способную разрешить все трудности. Усвоение в процессе творческой деятельности социального опыта помогает ребенку:
- закрепить модели поведения и трансформировать их в жизненные ситуации, не связанные с хоровым творчеством;
- вызывает у ребенка душевный подъем, вдохновение, рождающее исполнение, которое самому ученику не представлялось возможным.
В результате проводимого опроса учеников ДШИ «Кантилена» было выяснено, что 93 % реципиентов рассматривают обучение в ДШИ не только как форму проведения досуга, но и как возможность стать музыкально образованным человеком. Для многих из учеников обучение в ДШИ – это побудитель эстетических потребностей, потребностей в знаниях, а участие в хоровом коллективе не только школа творчества, но и школа жизни, гражданственности. Потребность ребёнка в самоутверждении выражается и в стремлении занимать достойное место в творческом коллективе, иметь успех, преимущество, быть уверенным в себе, самосовершенствоваться.
Удовлетворение потребностей происходит в процессе деятельности. Потребность направляет эту деятельность. Именно процесс удовлетворения потребностей приводит к присвоению опыта деятельности – социализации, саморазвитию личности. В этом нам и видится образовательная парадигма – парадигма саморазвития ребёнка в процессе обучения в ДШИ «Кантилена». Принципиально новый подход в реализации РО в ДШИ заключается в том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательных потребностей, но и многих других ведущих потребностей саморазвития личности.
Акцент на саморазвитие личности в процессе музыкальной деятельности подвел нас к переосмыслению цели образовательной деятельности – формирование человека самосовершенствующегося.
Новая модель ДШИ «Кантилена» как школы РО актуализировала необходимость задать новый вектор организации учебно-воспитательного процесса. Основные направления которого:
- осознание юным музыкантом целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития;
- участие ребёнка в самостоятельной и общей творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений;
- адекватное для поставленной цели воздействие на личность ребенка условий обучения и воспитания, стиля и методов внешних воздействий.
ДШИ «Кантилена» как школа РО в организации учебно-воспитательного процесса имеет отличительные черты:
- Перенесение акцента с преподавания на учение.
- Использование не только познавательной, но и других потребностей и нравственно-волевой мотивации деятельности учеников.
- Ставка на самостоятельную и творческую деятельность учеников.
- Активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, перевод ребёнка в рефлексивную позицию.
- Перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственной деятельности.
- Систематическое и последовательное формирование общеучебных умений, навыков и необходимых компетенций.
Необходимо отметить, что в работе ДШИ «Кантилена» большая роль отводится:
- организации взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей;
- координации функционирования всех трех подсистем: теории, деятельности и уклада.
Факторы и условия, способствующие углубленному самопознанию учащихся в процессе занятий:
Применение творческих заданий;
В начальный период обучения дети попадают в атмосферу музыкальной игры, увлекательной и интересной. Поют, танцуют, сочиняют стихи, музыкальные сказки.
- Побуждение учеников к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.
- Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок в исполнении музыкального сочинения, их анализу и осмыслению.
- Диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков, его репетиционной работы, выступлений на концерте.
- Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал уровень своих способностей.
- Постановка заданий на самооценку деятельности учащихся.
- Коллективное музыкальное творчество дает возможность объединить более опытных исполнителей с начинающими, что придает последним больше уверенности. При восхождении к вершинам искусства каждый пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей ситуацией успеха и радости от совместного творчества, сможет подняться гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
- Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения в ДШИ «Кантилена».
- Предоставление учащимся прав выбора предметов в инвариантной части учебного плана.
Например, в 5 – 8 классах это такие дисциплины как: «Актерское мастерство в хоре», «Подбор аккомпанемента по слуху», «Музыкальная аранжировка с помощью компьютера», «Основы композиции», «Чтение хоровых партитур», «Хоровая аранжировка», «Практика работы с хором», «Дирижирование».
- Организация учебной, творческой, концертной и других видов деятельности (концерты, конкурсы, фестивали, КВН, музыкальные капустники и т.п.).
- Беседы с учащимися, решившими сделать музыку своей профессией, об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.
Все обучение в ДШИ «Кантилена» представляет собой процесс, в центре которого – интерес, активность, инициативность, индивидуальный потенциал самого познающего. В обучении важен не только результат (исполнение хорового сочинения повышенного уровня сложности, место, занятое в конкурсном состязании, участие в престижном концерте и т.п.), но и сам учебный процесс. Именно на уроке происходит конструирование музыкальных образов, овладение обобщенным способом практического действия. На уроках возникает полилог, диалог многих, он обрастает гаммой чувств, индивидуальных проявлений, смыслов. В ситуации учебной задачи такой выстроенный диалог является одним из мощных источников формирования личности юного исполнителя.
Таким образом, главным результатом в соответствии с целью развивающего обучения становятся позитивные изменения в самом ученике, такие как: развитие его субъектности; развитие музыкально-теоретического мышления; стремление личности к развитию; развитие музыкальности; развитие психоэмоциональной сферы; развитие познавательно-регулятивных (внимание, память, воля) и креативных способностей.
Необходимо отметить, что в использовании системы РО в условиях ДШИ истинной целью является сам процесс, в котором создаются необходимые условия. Главным результатом деятельности нашей школы можно считать создание учебного процесса, питающего развитие. Именно в таком процессе познания формируются личностные смыслы, субъектная позиция растущего человека.
Особенностью использования системы развивающего обучения в условиях ДШИ «Кантилена» является ее сосуществование с традиционным обучением ребёнка в рамках общеобразовательной школы. В одном образовательном пространстве оказываются разные по ценностным ориентациям и по типу педагогической деятельности системы. Это серьезнейшая проблема. В практике СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134 она решается через признание приоритета развивающего обучения.
Педагогический стиль общения с воспитанниками ДШИ «Кантилена» - это стиль педагогической и личной поддержки растущего человека, основанный на принятии ребенка, его права на ошибки и «болезни роста», понимание того, что участники образовательного процесса в первую очередь Личности, а уже во вторую – носители ролей и функций. Особенности этого стиля:
- позитивная коммуникация, предполагающая в любом процессе общения уважение к собеседнику, стремление понять и поддержать его;
- выстраивание отношений сотрудничества, создание ситуаций успеха, поэтапного преодоления, поддержки учащегося сверстниками;
- создание условий для рефлексии, которые способствуют продвижению в процессе развития и личностного становления учащегося.
Для того чтобы организовать активность юных музыкантов, учитель должен действовать как один из участников совместного поиска, т.е. в качестве субъекта. Учебный полилог, начавшийся как коллективный диалог, преобразуется в учебное общение, наполненное эмоциями, оценками, глубоким интересом к его предмету.
Например, создавая условия для формирования действия контроля у юных певцов, хормейстеру необходимо овладеть способностью к рефлексии и саморефлексии. Ему становятся необходимы не только глубокие знания теоретического материала о строении вокально-речевого аппарата, психофизиологических особенностей развития детского голоса, освоение системы научных понятий, но и способность к проектированию вокально-хоровой работы, исследованию. Для успешной педагогической деятельности ему важно оперативное мышление, развита рефлексия, умение управлять исследованием, сотрудничать с детьми и многое другое.
Преподавателями лаборатории развивающего обучения в ДШИ «Кантилена» совместно с психологом были выделены универсальные качества, необходимые преподавателю, работающему на основе системы РО в ДШИ:
1.Ценностные ориентиры:
- целостное гуманистическое мировоззрение (понимание целостности мира, любовь к прогрессу, культуре, человеку);
- ориентация на гуманитарные цели образования;
- стремление к личностному росту.
2.Необходимые качества и умения:
- способность к рефлексии, исследованию, проектированию;
- способность работать в стиле сотрудничества, в позиции фасилитатора;
- умение проектировать учебные ситуации («учебные задачи»);
- умение управлять учебным исследованием изнутри.
О самооценивании считаем необходимым, сказать особо. Оценка играет огромную роль в развитии учебной деятельности, концертно-исполнительской практики. Умение оценивать собственные действия, выявлять достижения, проблемы, определять цели, этапы самокоррекции – это основа умения учить себя, развивать. Постепенная передача учителем функции оценивания вокально-хоровой и сценической работы ученикам – один из путей решения проблемы объективности оценивания самоизменений в процессе учебной деятельности.
Способы и формы применения самооценивания в ДШИ «Кантилена»
- безотметочное обучение с различными формами содержательного оценивания;
- последовательное самооценивание с указанием собственных достижений и проблем, как в процессе урока, так и в концертной деятельности;
- составление контрольных заданий самими учащимися;
- оценивание своего участия в ансамблевой деятельности по коллективно принятым критериям. Например, таким как: способность удерживать цель, участвовать в решении учебной задачи, уметь слушать и т.п.
- сопоставление собственной оценки исполнителя и оценки учителя;
- введение «Портфолио», в которых представлена не только самостоятельная дополнительная деятельность, но и ее оценка.
Итоги
Оценка достигнутых результатов
Итак, практика применения принципов и методов РО в музыкальной педагогике как система работы ДШИ представлена впервые. Преподавателями ДШИ «Кантилена» была составлена модель выпускника школы. Выпускник МБУ ДО ДШИ «Кантилена» - это человек инициативный, самостоятельный, ответственный, стремящийся к саморазвитию, личностному росту, постижению мира, обладающий развитым музыкально-теоретическим мышлением, способный к анализу, планированию и рефлексии, умеющий видеть суть явлений, стремящийся к самообучению и способный учить себя.
- Отработана технология внедрения РО в 1 – 4 классах.
- К сугубо учебным результатам можно отнести овладение обобщенным способом действия, умение добывать и систематизировать знания.
- В ДШИ «Кантилена» с 2013 по 2016 год создана вертикаль классов развивающего обучения (1-4 класс).
- Можно считать успешной проведённую педагогическим коллективом на I этапе проекта работу по освоению и реализации концепции развивающего обучения в начальных классах в МБУ ДО ДШИ «Кантилена». Об успешном завершении I этапа проекта свидетельствует:
- активное проявление инициативы многими учащимися и педагогами;
- стремление проявлять себя и пробовать в новых видах деятельности;
- приобретённые новые компетенции и умения;
- изменившееся отношение к себе, к другим;
- приобретенный гуманитарный взгляд на мир;
- высокий уровень концертно-творческой и конкурсной работы;
- активно развивающаяся саморефлексия и адекватная самооценка.
- Создана творческая лаборатория преподавателей, сводящих в целостную систему, методы развивающего обучения в сочетании со здоровьеориентированными подходами и сетевым взаимодействием, (12 штатных преподавателей высшей и первой квалификационной категории, кандидат искусствоведения, кандидат педагогических наук, два профессора). Основа работы лаборатории заключается в том, что преподаватели объединяются в подгруппы для решения методических и организационных проблем развивающего обучения.
- Одним из видов совместной деятельности преподавателей лаборатории стало создание методической копилки, включающей в себя видеотеку проведенных мероприятий с показом открытых уроков, библиотеку методической литературы по развивающему обучению, банк работ преподавателей нашей школы по проблемам развивающего обучения.
- Преподаватели школы регулярно знакомят со своими наработками слушателей международных, всероссийских, региональных и городских конференций, выпускают методические пособия. Это поднимает авторитет преподавателей лаборатории развивающего обучения, помогает многим самоутвердиться, получить навык публичного выступления с элементами убеждения. Их пример стимулирует других педагогов на участие в проектной деятельности и способствует более активному включению большинства членов коллектива в процесс его реализации.
- 90% учащихся классов развивающего обучения участвуют и побеждают в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
- Разработаны общие требования к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения, алгоритмы самоанализа уроков в ДШИ разных типов, банк упражнений и др.
- Применение системы развивающего обучения в ДШИ радикально изменило все сферы школьной жизни: содержание учебного процесса, тип учебной деятельности, формы организации внеурочной деятельности и т.п.
- Основным критерием эффективности реализации воспитательной системы в МБУ ДО ДШИ «Кантилена» считаем личностный рост учеников и педагогов.
- ДШИ «Кантилена» выстроила систему горизонтальных и вертикальных связей с СОШ № 90, 129, 45, 210, 108, 134, а также дошкольными учреждениями при СОШ № 90 и 129, что помогло обеспечить доступность качественного музыкального образования для всех категорий граждан, вариативность музыкального образования, открытость нашей школы, повышение профессиональной компетентности преподавателей и использование современных ИКТ-технологий.
- Сегодня ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением насчитывает более 350 воспитанников, которые объединены в 46 концертных коллективов, существующих на базах «сети» при ведущей роли концертного хора «Кантилена».
- Воспитанников ДШИ «Кантилена» с хоровым отделением отличает богатый выбор тембральных красок, большая динамическая шкала, хорошая техническая подготовка. Активный репертуар хоровых коллективов насчитывает более 60 произведений русских и зарубежных авторов от духовной и классической музыки до современной и авангардной.
- Творческой лабораторией и гордостью школы является концертный хор, ставший лауреатом престижных международных конкурсов в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Испании, Франции, Венгрии, Польше. Хор неизменно представляет Российское детское исполнительство за рубежом. Неоднократно завоёвывал ГРАН-ПРИ международных конкурсов. По данным interkultur: MUSICA MUNDI – хор «Кантилена» из Новосибирска, состоящий из детей, не проходивших специального отбора, входит в число 50 лучших хоров мира.
- У детей, обучающихся в ДШИ «Кантилена», сформирована потребность в здоровом образе жизни.
- Учащиеся обучены методам и приёмам здоровьеориентированных технологий, применяемых в вокально-хоровой и инструментальной педагогике.
- Занятия искусством осуществляют социальную и эмоциональную реабилитацию и коррекцию поведения детей.
- Снизился процент заболеваемости детей, занимающихся в ДШИ «Кантилена», по данным предоставленным муниципальной поликлиникой № 22:
а) по ЛОР заболеваниям на 60%;
б) по сердечно-сосудистым заболеваниям на 15 %;
в) по заболеваниям дыхательных путей на 35%;
г) по заболеваниям нервной системы на 18%;
д) по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы на 20%;
е) по заболеваниям желудочно-кишечного тракта на 21%.
- В творческих коллективах дети учатся общаться и уважать друг друга. Наметилась стойкая тенденция изменения качества коммуникативного общения в сторону толерантности.
- Значительно расширился диапазон эмоционально-чувственной сферы у ребят. Дети, занимающиеся музыкой, глубже и тоньше воспринимают искусство.
- Включение в художественную деятельность для многих учеников нашей школы стало способом защиты от пагубного влияния неблагополучной обстановки в районе. Из 700 учеников, окончивших ДШИ «Кантилена» с 2009 по 2015 год, ни один не замешан в противоправных действиях. Художественно-эмоциональный опыт детей побуждает их к творческому самовыражению в различных областях деятельности.
- Все учащиеся школы имеют 100% успеваемость не только в ДШИ «Кантилена», но и в общеобразовательных школах и проявляют личную активность в приобретении знаний.
- Специально отработанная методика по фонопедии помогает исправлять на уроках хора и вокала дефекты речи и проблемы органов дыхания.
Заключение
Итак, реализация проекта показала, что система музыкального образования может решать свои задачи, опираясь на педагогические технологии, основанные на принципах развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода, которые были разработаны и апробированы в ДШИ «Кантилена» в 1 – 4 классах. Данные технологии показали высокую эффективность в реализации задач учебно-воспитательного процесса.
Развивающее обучение оказалось таковым не только для учащихся ДШИ «Кантилена», но и для осуществляющих его преподавателей.
Оно сформировало сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему и наконец – потребность в нем.
Данный проект показал, что психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными.
Перестройка содержания обучения в ДШИ кардинально меняет картину их психического развития. Младшие школьники не только способны усвоить сложный теоретический материал, но усваивают его значительно легче, успешнее, чем традиционные для начальной школы «правила». Включение же в обучение музыке системы научных понятий, обеспечивающей осмысленность практических умений, которыми предстоит овладеть младшим школьникам, не только не влечет за собой дальнейшей их перегрузки, но и способствует ее устранению, следовательно, сохранению и укреплению здоровья:
- Системный характер учебного материала позволяет существенно сократить время на его изучение.
- Перенос центра тяжести в обучении на усвоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сократить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков.
- Интенсивное развитие учебно-познавательного интереса как основного мотива познавательной деятельности резко снижает уровень учебной тревожности.
Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, реализуемые с помощью технологий развивающего обучения, вполне посильны для учащихся младшего школьного возраста и не сопряжены с какими-либо отрицательными последствиями для их здоровья.
Сетевое взаимодействие позволило ДШИ расширить доступность качественного музыкального образования, построить инновационную модель ДШИ на основе технологий развивающего обучения и здоровьеориентированного подхода, формировать общую культурную среду в сетевых ОУ.
Чтобы работать по-новому, преподаватель ДШИ нуждается в надежной, выверенной технологии обучения, ориентированного на приобретение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, а также развитие личности учащихся. Внедрение подобных технологий в систему работы ДШИ оказалось доступным для рядовых преподавателей, далеко не каждый из которых обладает необходимыми данными, позволяющими создавать собственные «шедевры педагогического искусства». Но каждый при желании и настойчивости может стать мастером развивающего обучения в музыкальной педагогике, овладев его технологией и приняв его концептуальные принципы и приняв его концептуальные принципы как основу собственной деятельности.