Клуб как средство развития социальной активности младших школьников

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Стрункина Валентина Александровна

Организация: ГБОУ школа №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Преодоление социальной пассивности в поведении каждого человека выступает как стержневая проблема развития российского общества в современных условиях. Рассмотрение феномена социальной активности применительно к младшему школьному возрасту объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению.

Термин «социальная активность» появился сравнительно недавно, в середине 20 века, но социальная активность как качество личности человека описывалась в трудах философов еще в древности. В разные эпохи выдвигались различные требования к социальной активности, а, следовательно, менялось определение данного понятия:

1) Древняя Индия: социальная активность сводилась к ориентации на индивидуальный путь спасения, отказ от деятельности в обществе;

2) Древний Китай: отрицание вмешательства высших сил в земную жизнь. Интересы государства ставились выше личных интересов, личность значима настолько, насколько человек полезен обществу. Социальная активность здесь связана с социальным положением;

3) Древняя Греция: социальная активность связана с понятием политики и гражданского общества;

4) в христианской религии активность личности связана с избавлением от грехов. Августин Аврелий считал, что человек должен направлять свои силы на изменение не внешнего мира, а внутреннего. Социальная активность – активность, направленная на собственное самосовершенствование;

5) в эпоху гуманизма поддерживалась идея земной жизни человека. Социальная активность – помощь государству построить царство разума на земле. И.Кант в своих работах подчеркивал ценность каждой личности. Он сопоставлял социальную активность со сферой самореализации человека, с проявлением его свободы. Он поддерживал только конструктивную деятельность человека. Ф. Гегель характеризует социальную активность как основное средство проявления свободы личности;

6) к середине 19 века понятие социальной активности опирается на следующие положения:

· это всеобобщающее понятие является движущей силой развития общества,

· социальная активность – это качество, присущее каждому человеку, но оно может быть разным по объему, по форме, по уровню и т.д.,

· социальная активность тесно связана с такими понятиями, как трудовая деятельность, политика, социальное управление и др.

7) в 90-е гг. ХХ века, по мнению исследователей молодежных движений, основу мотивации социальной активности составляло стремление личности к удовлетворению потребностей в самореализации, в социальных связях, в общении, стремление к проявлению индивидуальности и самостоятельности. С их точки зрения, социальная активность является сферой приложения личностных сил и способностей человека, обогащающая содержание жизни, наполняющая ее новым смыслом.

Определений социальной активности много, но наиболее полно раскрывающее сущность данного феномена предложила педагог Евладова Е.Б.: «Социальная активность – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики».

Социальную активность, как и любое явление, рассматривающееся с педагогической точки зрения, можно представить в виде трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Так как, чтобы ребенок смог проявить социальную активность, он должен обладать некими знаниями о способах ее проявления (когнитивный компонент); эмпатия у ребенка должна быть развита на довольно высоком уровне, чтобы он смог увидеть проблемы общества и прочувствовать их (эмоциональный компонент); и, наконец, он должен хотеть проявить социальную активность, при этом общественные мотивы должны преобладать над личностными (мотивационно-поведенческий компонент).

Ф.А. Батурин в соответствии с трудовой деятельностью выделил следующие уровни социальной активности:

1) творческий уровень (развитая способность к самостоятельности мышления),

2) репродуктивно-творческий уровень (творчество, как личная инициатива), 3) репродуктивный уровень,

4) пассивный уровень,

5) отрицательный уровень (проявление девиантного поведения).

В младшем школьном возрасте развитие социальной активности представляется возможным до репродуктивно-творческого уровня, т.к. ребенок еще не обладает достаточным жизненным опытом. Хотя у детей, являющихся лидерами группы, к 4-5 классу возможно развитие социальной активности до творческого уровня.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся методист Медведкова А.М. считает «совместную деятельность коллектива класса, объединенную общей целью, демократический стиль руководства в коллективе, развитие гуманистических коллективистских отношений между учащимися, обучение младших школьников организаторским умениям».

Выражением социальной активности являются любые социальные действия, которые, в свою очередь, делятся на конструктивные и деструктивные.

Ярчайшим примером проявления социальной активности являются детские и молодежные объединения. Примером детских объединений, являющихся средством для проявления как конструктивной, так и деструктивной социальной активности, являются детские и подростковые субкультуры. Детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности детской группы.

Самым простым и действенным способом организации досуга и проявления социальной активности школьников являются детские общественные объединения, в младшем школьном возрасте самым распространенным видом такого объединения является клуб.

Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации в рамках клубной формы организации дополнительного образования детей предполагают: - направленность на такие ценности как «социальный оптимизм» и «социальная активность», толерантное сознание; - развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.

Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может обеспечить: включение в социально приемлемое общение и игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, совместную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию, снятие психического напряжения и рекреацию.

Организация любого клубного объединения, по мнению В.В. Туева, должна основываться на следующих принципах:

1. Принцип инициативы и добровольности. Этот принцип – начало начал. Он неукоснительно соблюдается и в момент организации клуба, и на всех последующих этапах его деятельности. Не случайно, клубное объединение часто называют еще и просто «инициативный клуб». Они создаются по доброй воле и инициативе самих желающих объединяться в клубы людей.

2. Принцип интереса. Интерес является двигателем клубного общения и основным источником клубного долголетия. Организаторам надо все время поддерживать интерес к клубу и ко всему тому, что в нем делается. И в то же время надо все время учитывать или формировать интересы самих клубистов – постоянные ли, стабильные или временные, сиюминутные они всегда диктуют их поведение в клубе и относительно клуба.

3. Принцип самодеятельности. Этот принцип – прямое логическое развитие предыдущих. Клуб может эффективно и долго существовать только при условии, если клубисты сами будут планировать и организовывать свой досуг, любые другие виды своей деятельности в клубе.

4. Принцип органического сочетания управления и самоуправления в клубе. Важнейший принцип клубной организации предполагает органическое сочетание самодеятельности с самоуправлением в клубе, культурной инициативы, исходящей от самих клубистов, с культурной политикой управленческих органов по отношению к клубному любительству вообще и к каждому конкретному объединению в особенности.

5. Принцип идентификации. Идентификация (от лат. глагола, означающего «отождествлять») – уподобление, отождествление индивида, с группой, коллективом, в котором он находится, помогающее ему успешно выполнять нормы, правила поведения и программы группы, усваивать ее ценность, сознательно и активно включаться в ее деятельность. Туев называет этот принцип «принципом включенности, причастности, корпоративности, клубного патриотизма».

Форма досуга в клубе наиболее понятна ребенку. Клуб в отличие от кружка или секции способен решать наибольшее количество задач, которые ставит перед собой младший школьник, и удовлетворять наибольшее количество его духовных потребностей. Основными признаками клубного объединения являются добровольность участия, совместная деятельность участников, активное участие членов объединения в его работе.

Исходя из принципов и особенностей клуба можно говорить о том, что это наиболее эффективная форма организации младших школьников для развития у них социальной активности.

Литература:

Батурин Ф.А. Социальная активность трудящихся: сущность и управление. – Новосибирск: Наука, 1984.

Евладова  Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М., 2002.

Медведкова А.Н. Психолого-педагогическая сущность развития социальной активности младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/587867/

Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1984.

Туев В.В. Технология организации инициативного клуба. – Москва-Кемерово, 1999.

Опубликовано: 26.12.2016