Роль здоровьеориентированной среды для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Спасских Евгений Александрович

Организация: ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

В данной статье речь пойдет, главным образом, о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, а, именно, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ).

Совершенно очевидно, что Россия переживает эпидемию наркомании. Данные отечественного и зарубежного изучения химической зависимости, одной из форм которой и является наркомания, убедительно свидетельствует об омоложении лиц, употребляющих ПАВ, с 17-18 лет в начале 90-х, 11-12 лет к 2000г. и даже 8-10 лет на сегодняшний день.

Распад социальной системы, обесценивание гуманистических ценностей, разрушение традиций, постоянно сменяющие друг друга экономические кризисы, вводящие население страны в затяжную депрессию, духовный вакуум обуславливают резкое повышение экзистенциального давления не только на отдельную личность, но и на семью. Семья становится дисфункциональной, она уже не является «контейнером безопасности» для ее членов, не обеспечивает условий для их развития, перестает быть фактором ее благополучия. Все усилия такой семьи сконцентрированы на физическом выживании, причем оказывается, что выжить в одиночку гораздо проще, и многие семьи распадаются. В уцелевших же семьях значительно ослабевают внутрисемейные связи, отношения становятся формальными, семья перестает быть целостной системой. Все это ведет к ранним нарушениям социализации ребенка, задержке развития  ранних психических функций, поведенческим отклонениям. Ребенок перестает развиваться, становится личностно и социально непривлекательным. Все это формирует «внутренний» и духовный вакуум, который никак не компенсируется семьей.

Одиночество в детстве обостряет реакцию группирования в подростковом возрасте, найдя группу, согласившуюся принять его, подросток становится зависимым, в первую очередь, от этой группы. Как правило, он принимает нормы этой группы, не подвергая их критике, и, если группа употребляет ПАВ и совершает противоправные действия, судьба его предопределена. В такие, по истине, непростые переломные дни, подросткам еще могут помочь специалисты реабилитационных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Основные цели и задачи  реабилитационных центров – это формирование устойчивых антинаркотических установок, повышение устойчивости подростков к различным отрицательным социальным явлениям, формирование личностного роста подростка (появление ответственности, правильной оценки своих возможностей, умение правильно строить отношения с окружающими, умение конструктивно решать конфликты, владение эмоциями, духовный рост и т.д.), нормализация семейных взаимоотношений, получение общего образования, подготовка подростка для включения в сферу общественно-полезной деятельности посредством создания особой «здоровьеориентированной» среды.

 Под понятием «здоровьеориентированная»  среда будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.    На современном этапе развития психиатрии в понятие терапевтической среды вкладывается различное содержание. Это выражается и в различии терминологии: "терапия средой", "лечебная среда", "реабилитационная среда", "терапевтическая среда", "терапевтическое сообщество".

Терапия средой (от франко-англ. milieu therapy – лечебное воздействие среды, лечение средой) представляет собой использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой имеют в виду и всё, что окружает больного (обучающегося) в стационаре (вещи, люди, процессы, события), и, как правило, является неотъемлемым фактором стационарного содержания, лечения и реабилитации.

Создатель системы социальных воздействий, метода работы с больными, который теперь называется социотерапией, H.A. Симон, обосновывая свою позицию, исходил из положения, что приспособление к среде является основным принципом жизни. Оно требует от каждого индивида постоянной мобилизации всех сил и способностей. При излишне щадящем режиме ослабленные, но все же имеющиеся у больного силы бездействуют, что приводит к их дальнейшему ослаблению и патологической адаптации. Для того чтобы избежать дополнительного вреда от неблагоприятной среды наркологического учреждения, необходимо все окружение больного организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к "нормальному". Общая цель терапевтической среды – максимализация адаптивных возможностей психически больного – подчинена общей цели реабилитации – восстановлению личного и социального статуса пациента.

Советский педагог, работавший с девиантными подростками, несовершеннолетними преступниками, А.С. Макаренко, создал направление, которое впоследствии и было взято за основу при создании и реализации идеи использования влияния морально устойчивой микрогруппы на девиантную личность с последующей поэтапной коррекции её патохарактерологических свойств, идеи реализации программы терапевтических сообществ для потребителей наркотиков. Научить человека, по мнению А.С. Макаренко, быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно [3].

Российский психиатр, педагог и общественный деятель В.П. Кащенко, неоднократно подчеркивал, исходная установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы [2]. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей [1]. Аналогичное утверждение можно применить и в отношении потребителей наркотиков.

Опыт В.П. Кащенко, а также трудовых коммун, организованных в первую очередь А.С. Макаренко, на протяжении многих десятилетий изучался специалистами многих стран и в итоге был реализован в виде терапевтических общин, ставших прообразом современных терапевтических сообществ, являющихся одной из наиболее эффективных форм реализации реабилитационных программ для потребителей наркотиков. Другими словами, прообраз терапевтической среды был разработан в России в первой половине XX века и стал основой для создания подобных структур во всем мире: "Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества", – пишет английский психотерапевт Мелвин Роуз [4].

Именно этот опыт в дальнейшем стал использоваться в Европе и Соединенных Штатах Америки в модифицированных версиях как один из наиболее успешных из программ социально-трудовой реабилитации лиц с химической зависимостью c последующей их ресоциализацией. И именно на него сегодня стоит обратить внимание при построении эффективных реабилитационных моделей для наркологических больных в современной России с учетом тенденции к ужесточению законодательства в отношении наркопотребления и возможности предоставления наркопотребителям лечения и медико-социальной реабилитации, альтернативных тюремному заключению.

 Употребление ПАВ можно отнести к особой форме девиантного поведения подростков, но, к сожалению, не смотря на огромный опыт изучения данной проблемы, есть много пробелов в законодательстве при создании реабилитационных центров. Лариса Фишман, директор центра реабилитации для подростков "Ариадна", в ходе телеконференции 3 декабря 2014 года, посвященной проблемам, связанными с реабилитацией несовершеннолетних потребителей спайсов, рассказала об основной, на ее взгляд, проблеме реабилитации подростков, а именно, о том, что «…дети, которые поступают к нам в возрасте от 14 до 18 лет, находятся еще на стадии удовольствия, поэтому они не хотят идти на реабилитацию. И тут происходит самое страшное, наше законодательство дает право ребенку выбирать: жить или умирать. Другого выбора у ребенка просто нет, если он вплотную садится на употребление наркотиков. Нам необходимо серьезно на эту тему задуматься и не позволять им делать такой выбор».

«К сожалению, комплексных программ по лечению и реабилитации подростков сегодня также крайне мало. В нашей стране,  очень мало центров, которые бы занимались квалифицированной качественной профессиональной помощью несовершеннолетним. Это сложный вид помощи, потому что здесь есть много аспектов: психологический, так как подростки – это особая возрастная категория, особенности потребления синтетических наркотиков, которые накладывают, несомненно, отпечаток на их психику. Получается, что кроме реабилитации наркозависимого накладываются возрастные, а иногда и психологические, психиатрические проблемы, проблемы с мотивированием», – пояснила Ирина Кутянова, руководитель Центра индивидуальных программ реабилитации. Реабилитация несовершеннолетних, по ее словам, имеет свои особенности: это система прежде всего воспитательных, педагогических, а затем психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых мер, которые направлены на восстановление подростка. «Максимально эффективными на сегодняшний день являются программы, связанные с терапевтическими сообществами, когда зависимого лечит сама среда. Корни такого метода восходят в педагогической системе Макаренко», - еще раз отметила она.

Екатерина Рубина, руководитель антинаркотической общественной организации "Клевер", в ходе обсуждения данной проблемы, акцентировала внимание на создании единой системы профилактики наркомании, которая должна включать в себя занятость детей, альтернативные условия для развития личности, которые известны нам еще с советского детства – дворовые команды, кружки, секции, иными словами, она перечислила неотъемлемые составляющие все той же терапевтической среды.

В заключение хотелось бы отметить, что, как правило, процесс реабилитации в Центрах длится от 6 месяцев до 2 лет и подразумевает полный отрыв подростка от внешнего мира  (круглосуточное пребывание на территории Центра). Создание данной среды процесс достаточно сложный, трудоемкий, состоящий из множества компонентов. В процессе создания принимают участие, как правило, лучшие специалисты, имеющие за плечами большой опыт работы в своем направлении (педагоги-психологи, воспитатели, спортивные инструкторы, наркологи, психиатры, инструктора по труду, педагоги дополнительного образования и даже священнослужители). Не обходится и без финансовых сложностей, что особенно удивляет, так как объем социально-экономического ущерба от наркомании для России (затраты, обусловленные издержками высокой преждевременной смертности в молодом возрасте; разрушенными семейными связями; снижением производительности труда; растущей стоимостью лечения, в том числе и от сопутствующих наркомании заболеваний; расходами на пенитенциарную систему; организацию следствия и судопроизводства; непосредственный ущерб от преступлений) в совокупности достигает 2,5 процентов ВВП и составляет порядка полутора триллионов рублей. Это, не считая прямого ущерба экономике в виде черного рынка наркоденег и их воздействия на легальный бизнес.

Таким образом, можно заявить, решения глобальной проблемы наркомании, путем создания здоровьеориентированных сообществ, для оздоровления психологии людей, есть и начинаются реализовываться, хотя и темпы реализации оставляют желать лучшего.

Список использованной литературы:

  1. Грищенко Л.А., Алмазов Б.И. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987.
  2. Кащенко В.П. . Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. 3-е изд., доп. М.: Academiya, 1999.
  3. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. 2-ое изд. – М., 1957-1958
  4. Rose M. Makarenko and the Therapeutic Community / International Journal of Therapeutic Community. 1988. Vol. 9.
  5. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.
  6. Заседание Государственного антинаркотического комитета от 03.12.2008.
Опубликовано: 28.11.2016