Взаимодействие школы и семьи в профориентации учащихся

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Соболева Оксана Павловна

Организация: ГБОУ СОШ № 71 Калининского района

Населенный пункт: г. Санкт - Петербург

В настоящее время многие выпускники школ сталкиваются с трудностями в профессиональном самоопределении, именно поэтому стоит уделить особенное внимание организации профориентирования в школе. Учащиеся старших классов должны владеть как  необходимыми знаниями, умениями и навыками, так и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.

В современном подходе к профориентационной работе заложена новая философия, отличающаяся от прежних методов. Теперь основной упор делается не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на развитие универсальных качеств, которые позволят им принимать осознанные решения о своей будущей карьере.

Важными задачами этого подхода становятся формирование у учащихся ответственного и самостоятельного отношения к выбору профессии, а также развитие профессиональной мобильности. Ученики должны быть готовы не только принять решение о своей будущей профессии, но и в дальнейшем активно участвовать в изменениях своей профессиональной сферы, быть гибкими и адаптивными.

Осуществление сознательного профессионального выбора требует от учащихся глубокого понимания себя, своих интересов, ценностей и способностей. Только зная все это, они могут выбирать такую профессию, которая будет соответствовать их потребностям и желаниям наиболее полно. Необходимо акцентировать внимание на развитии самоанализа и самооценки учеников, чтобы они могли объективно оценивать свои возможности и потенциал, а также прогнозировать свои перспективы на рынке труда.

Быть ответственными за свой выбор означает не только осознавать его важность и последствия, но и быть готовыми взять на себя ответственность за достижение поставленных целей. Учащиеся должны осознавать, что выбранная ими профессия зависит от их действий, работоспособности и усилий, и только они сами способны обеспечить свой успех на профессиональном поприще.

Профессиональная мобильность становится все более востребованной в современном обществе, где требуются универсальные навыки и способности. Учащиеся должны быть готовы к адаптации к изменениям в сфере труда, к обучению и развитию своих профессиональных компетенций на протяжении всей жизни. Мир меняется быстро, и только те, кто способен подстраиваться под новые вызовы и требования, могут быть успешными в своей профессиональной сфере.

Таким образом, современный подход к профориентации нацелен на развитие учащихся как личностей, осознающих свои интересы, способности и цели, и готовых принять ответственность за свой профессиональный выбор. Он предоставляет им инструменты и знания, чтобы осуществить свои профессиональные мечты и добиться успеха в сфере, которая соответствует их индивидуальным потребностям и возможностям. Понимание той роли, которую школа играет в экономическом развитии страны и степени ответственности, является неотъемлемым аспектом профориентационной работы. В деятельности школы необходимо уделять особое внимание профориентационной работе, ведь она является связующим звеном между системой образования и экономической системой. Для благополучного экономического развития общества необходимо, чтобы все выпускники школы смогли найти наиболее подходящее применение своим интересам и склонностям, не тратя зря время, усилия, средства на поиски своего места в системе общественного производства. Только тогда они смогут принести максимальную пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Исходя из вышесказанного, профориентация осуществляется сразу на двух уровнях: общественном и личностном, и они взаимосвязаны.

Под профессиональной ориентацией в школе понимается система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Проведением профориентационной работы в школах руководят заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги, библиотекари, медицинские работники, учителя-предметники.

К основным задачам их работы по профориентации можем отнести:

- формирование положительного отношения к труду;

- обучение учащихся разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- обучение соотнесению индивидуальных качеств учащихся с требованиями, которые предъявляет профессия;

- обучение анализу своих способностей и возможностей, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работы в школе считаются:

1) профессиональная информация, в которую входят сведения о существующих профессиях, об учебных заведениях и способах получения профессии, о потребностях общества в определенных профессиях, о личностных качествах, влияющих на самоопределение человека.

2) профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Суть педагогической работы по профессиональному воспитанию состоит в том, чтобы побудить учащихся к участию в различных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Таким образом учащиеся на практике узнают и определят свои склонности и способности. Ведь склонности развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

3) профессиональная консультация, которая подразумевает выдачу профессиональных рекомендаций на основе изучения личности учащегося. Как правило, профессиональные консультации имеют индивидуальный характер. В своей работе классный руководитель использует следующие методы: наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются ее принципы. Они подразумевают индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет его индивидуальных предпочтений, интересов и способностей. Школа должна создавать поддерживающую и стимулирующую среду, где каждый ученик может проявить свой потенциал и получить необходимую информацию и поддержку для своего профессионального роста. Взаимодействие семьи и школы также играет важную роль в успешной профориентации, поскольку родители являются ключевыми фигурами в оказании поддержки и помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одной из главнейших составляющих профориентации школьников является предварительная профдиагностика. На этапе предварительной профдиагностики необходимо исследовать особенности личности учащегося:

Ценностные ориентации можно интерпретировать как личностную ориентацию на принятие (или создание) общественных ценностей с учетом конкретных потребностей. Исходя из данного определения, ключевое понимание понятия "ценностные ориентации" следует искать в системе взаимосвязей между потребностями индивида и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как стремление к профессиональному самоопределению или самореализации, происходит в процессе практической деятельности человека однако лишь в случае, если выбранная профессия действительно по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют надлежащие возможности человека, направляют его деятельность в необходимом направлении. В то же время, эти потребности реализуются через конкретные объективные ценности. Мотивы играют главную роль при определении ценностей человека. Они возникают из интересов и потребностей каждой отдельной личности, отражая ее цели и желания. Проанализировав мотивы, которые побудили выбрать данную профессию, можно понять, насколько ясные и обоснованные эти причины. Это, в свою очередь, помогает определить, какое отношение личность имеет к объективным ценностям.

В школе профориентации проводятся следующие мероприятия:

- Развитие у учащихся положительного отношения к труду, карьере и профессиональному развитию.

- Предоставление школьникам информации о различных профессиях, о состоянии рынка труда, о различных учебных заведениях, где можно получить специальность.

- Анализ профессиональных планов выпускников старших классов, исследование их профессиональных интересов и склонностей.

- Консультирование школьников по вопросам профессионального выбора.

- Проведение психофизиологической диагностики способностей учащихся.

- Определение профпригодности и выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся на основе медицинских показаний.

- Взаимодействие с родителями по вопросам выбора профессии и профессионального роста их детей.

- Организация экскурсий на предприятия и в организации для более полного представления о различных сферах деятельности и профессиях.

Работа с учащимися включает в себя:

- Предоставление комплекса профориентационных услуг, включающих в себя проведение профдиагностических мероприятий, организацию занятий и тренингов по планированию карьеры.

- Консультации по выбору будущей профессии.

- Проведение анкетирования для более глубокого изучения интересов и потребностей учащихся.

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения и на предприятия для расширения кругозора и получения практического опыта.

- Встречи с представителями предприятий и учебных заведений для получения информации о современных требованиях рынка труда и возможностях обучения и стажировки.

В работу с родителями входят:

- проведение родительских собраний как классных, так и общешкольных;

- проведение лекториев для родителей;

- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

- анкетирование родителей учащихся;

- организация выступлений и бесед родителей школьников с учащимися;

- привлечение родителей к организации временного трудоустройства учащихся в период каникул.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс]. — Режим доступа : KazEdu.kz/referat/127961/2, свободный.
  2. Голомшток, А. Е. Школа и выбор профессии [Текст] / А. Е. Голомшток. — Москва, 1970. — 238 с. Режим доступа: https://infourok.ru/problemiprofessionalnoy-orientacii-molodyozhirol-proforientacionnoy-raboti-v-licee-vformirovanii-professionalnogosamoopredel-627443.html
  3. Елькина, О.Ю. Путешествие в мир профессий [Текст]: пособие для родителей учащихся 1 – 4 классов / О.Ю. Елькина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Опубликовано: 27.03.2024