Постулаты антипедагогики и развитие таланта в современном образовании

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Линд Лариса Васильевна

Организация: МАОУ СОШ №99

Населенный пункт: Кемеровская область (Кузбасс), г. Новокузнецк

Автор: Сотникова Ольга Александровна

Организация: МАОУ СОШ №99

Населенный пункт: Кемеровская область (Кузбасс), г. Новокузнецк

Известный американский психолог ХХ века – Абрахам Маслоу говорил: «Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик». «Общество знания»- таким термином чаще всего называют современное общество. Начиная с прошлого века, информация и знания выходят на первое место в экономической, политической и других сферах общества, поэтому их получение становится первоочередной задачей каждого перспективного человека. Ещё древнегреческие ученые, обладавшие глубокими для своего времени знаниями, становились первыми педагогами мира, создав свои школы и академии, они разработали концепции обучения, из которых и зародилась современная педагогика. Общество не стоит на месте, постоянно развивается, траектория обучения изменяется, знаниями владеют теперь многие, а не только избранные и богатые.

ХХ век – период активного развития науки и техники, переопределение жизненных принципов и ценностей. Мир перешел на более высокую ступень развития общества – индустриальное, а в дальнейшем – постиндустриальное. Возникает необходимость в определении новой концепции реализации получения знания. Вторая половина века известна борьбой за свободу личности, в совокупности с педагогикой возникает новое противоречивое течение антипедагогики. Стоит заметить, что данное течение не теряет своей актуальности, хоть и не проявляется в открытом виде в каком-либо государстве. Стоит вопрос, на что опирается данная концепция, насколько она реализуема и «правильна», а так же какие идеи поддерживает?

Только правильное владение знаниями, может гарантировать успех и высокое место в обществе. Стоит вспомнить, что с самого детства родители развивают таланты детей, но насколько это важно? Как современное образование и педагогика помогают развивать и выявлять таланты? На эти вопросы мы постараемся ответить, обращаясь к историческим справкам и исследованиям ученых.

История антипедагогики

Изменения в основополагающих сферах жизни общества во второй половине ХХ века вызвали необходимость появления нового набора шаблонов и концепций мышления для толкования мирового устройства в разных областях, в том числе и образования. Ответом на данные запросы стали идеи постмодернизма.

Постмодернисты считали, что допустим плюрализм знаний и оснований, но, вместе с тем, в образовании должно быть некое единство знаний, являющимся основным содержанием образования. Они обращали внимание на тот факт, что общее образование считается научным, хотя наука сильно обогнала образование, следовательно, не все научные знания представлены на данной ступени. Постмодернистская установка: преподавание научных знаний, сталкивается с проблемой: что же всё-таки преподавать? Хочется сказать, что данная проблема актуальна и на сегодняшний день, наука не стоит на месте, а годы общего дошкольного, школьного образования очень ограничены, вследствие множество научных достижений мы познаем в более поздние этапы в жизни, путем самообучения. Классическая педагогика довольна однообразна. В классическом образовании мир довольно однообразно отражается в рациональных схемах.

В тот же период возникает противоположность классической педагогики – антипедагогика. Антипедагогика, как течение в педагогике Западных стран и Америки, зародилась в 1970-х годах. В течение двадцати лет данное учение представляло постмодернистские антитезы идеалам просвещения, которые базировались на уверенности в возможностях воспитать человека в соответствии с рациональным принципами и идеалами. Последователи антипедагогики видели в педагогике более и менее явный террор.

Сторонники данного течения, такие как, К. Берейтер, М. Маннони, Р. Шерер, Э. Браунмюллер, К. Рутчки, Х. Шенебек, А. Миллер, считали, что только спонтанное формирование личности ведёт к гуманизации общества. Как утверждал австрийский философ Айван Иллич в своей книге «Освобождение общества от школ» (1971), современная школа обречена на исчезновение, так как она является средством штамповки умов, формируя не самостоятельную личность, а конформиста, вследствие чего в обществе постоянно воспроизводятся отношения отчуждения. Прекращение подобной практики способно остановить происходящую деградацию человека и общества. Данное течение утверждает необходимость максимального расширения рамок свободного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности.

Принципы антипедагогики

Основной принцип антипедагогики – принцип спонтанной автономии ребенка уже с момента его рождения. Это течение обосновывает отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. Антипедагогика выдвигает концепции «открытого образования» и «самоопределяемого обучения». Цель педагога смещается в сторону «друга», а не воспитателя, его новый девиз – «поддерживать, а не воспитывать». Данный принцип исходит из культурно-антропологических представлений о разобщенности поколений, как последствие, развития современного мира. Стоит отметить, что взрослое поколение не может дать детям тот вид культуры, который им необходим, поскольку не владеет последним. Отсюда, в течении такой научной мысли, воспитание и классическое образование считается средствами, которые предъявляют к детям слишком высокие требования, вследствие этого, разрушающими психическое здоровье молодого поколения.

Теория строится на отказе от классического школьного образования, отвержении понятия обязательного воспитания, при этом приветствуя счастливое детство. Классическое образование и российская педагогика, такие идеи воспринимают, как влияние антиобщественного сознания и антиобщественных отношений на развитие личности ребенка, причем стихийно, как пренебрежение к культуре и образованию. Приветствуется гуманизация и демократизация образования, в частности предполагает вариативность и альтернативность образования. Они позволяли отойти от традиционного единообразного образования, перейти к разнообразию форм и каналов получения знаний, в них образовательное многообразие конкурирует с государственной системой образования, восполняя недостающими компонентами. Открытостью образования, это является решающим условием создания альтернативной школы, что предполагает вариативность и выборность получения знаний. Образовательные учреждения должны сами выбирать стратегию и цели своего развития, а также организацию и методы работы, включая юридическую и экономическую самостоятельность. Педагоги должны иметь право на развитие творчества и собственного педагогического стиля, выбор учебных пособий, методов оценивания деятельности учащихся, а также педагогических технологий. Учащиеся имеют право на обучение по индивидуальным планам или выбор профиля обучения, а также участии в управлении образовательным учреждением. Альтернативное образование реализует несколько основополагающих задач: многоплановость школы и право ребенка в выборе обучения, определяет задачи образования на индивидуализацию обучающихся, нацеливает личность на самостоятельный труд, во всех формах и сферах, обеспечивает непрерывность образования с индивидуализацией образовательного маршрута.

Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени: курс на демократизацию школьных систем, дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, использование форм и методов, повышающих активность, самостоятельность учащихся, введение новейших технических средств в педагогику, модернизация классно-урочной системы, опытно-экспериментальная деятельность, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Развитие таланта в современном образовании

Развитие и поддержка талантов в современном мире является одной из первостепенных задач государства в сфере образования. Но эти действия не являются однозначно одобряемыми. Стоит разграничивать понятия таланта и одаренности, ведь последнее устанавливают с помощью различных психологических и педагогических методик, то талантливых людей каждый выделяет по своим критериям. Целесообразно в такой ситуации предоставить возможности каждому, кто хочет проявить себя в каком-либо направлении. таланта на национальном уровне предполагает применение специализированных инструментов развития и поддержки таких программ. Государство начинает играть ещё одну роль - роль работодателя с приоритетами в областях науки, которые сейчас активно развиваются. Стоит задуматься, что будущее любого государства зависит от его молодого поколения. Чтобы впоследствии государство стабильно и прогрессивно развивалось, поддерживать таланты нужно сейчас. Ведь это не только будущие управленцы и ученые, но и спортсмены и учителя. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России и любого государства. Активно увеличивается количество образовательных организаций, реализующих программы работы с одаренными детьми, проведение олимпиад и конкурсов, спортивных соревнований, которые проводятся на всех уровнях обучения и на различных этапах, позволяют не только выявить талантливую молодежь, но и повысить их заинтересованность в саморазвитии и участии в данных программах. Увеличивается сотрудничество ВУЗов и школ, как отголосок непрерывности образования. Все эти шаги направлены на то, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Стоит сказать, что система образования завязана на педагогах. Основное внимание должно уделяется повышению мастерства и профессиональной компетенции и мастерства преподавателей, учителей и наставников, обеспечиваться более качественная поддержка и разработка методических материалов и образовательных программ с применением современных технологий и средств обучения.

Для этого должна быть создана общенациональная система поддержки и выявления талантливой молодежи. Ведь данная проблема стоит, как никогда, остро. Данная система строится на базовом принципе приоритета интересов личности ребенка, подростков, молодежи. Должно свободно реализовываться его право на свободу выбора рода деятельности, а также должная забота о здоровье подрастающего поколения. Доступность и открытость образования, должна подкрепляться высококвалифицированными кадрами.

Образовательный процесс – неотъемлемая часть всей нашей жизни. В связи с интенсивным изменением общества, образование стремительно меняется, стараясь следовать запросам не только индивидов, но и государств и науки. Появляются или возрождаются разные течения, такие как антипедагогика, но не всегда они являются истинными, на смену им приходят новые, более усовершенствованные. Стоит сказать, что роль педагога, как основного связующего звена, тоже подвергается постоянным изменениям. Именно на его плечи возлагается задача не только обучать, но и прививать любовь и желание к саморазвитию, не прибегая к помощи воспитания, как метода давления на ребенка. В современном мире пересматривается не столько стандартная система обучения, а сколько её вариативность, в соответствии с запросами конкретного обучающегося. Но какой бы системы не придерживались разные педагоги и государства, все они заинтересованы в развитии талантливой молодежи. Ведь развивая молодое поколение, выявляя сильнейших в своих областях, мы обеспечиваем стабильное развитие будущего. Современное образование сочетает в себе классическую систему образовательного процесса с некими требованиями последователей антипедагогики, с выстроенной системой развития его в дальнейшем, а также поддержкой перспективных и талантливых личностей.

Библиография:

  1. Бровкина А. Р. Роль знаний в современном мире / А. Р. Бровкина // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований.- 2012.- №1.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-znaniy-v-sovremennom-mire (дата обращения: 30.11.2020).-Режим доступа:
  2. Архипова, О. В. Философско-культурные основания образования в течение жизни: постнеклассический контекст // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 1.https://lll21.petrsu.ru/files/pdf/1942.pdf
  3. Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России.-2002.- №5.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antipedagogika-vyzov-postmodernizma-1 (дата обращения: 30.11.2020).-Режим доступа:

Суханова,Н.П. Антипедагогика в отражении философской рефлексии/Н.П.Суханова//Проблемы современного образования.-2020.-№2.-С.9-14.-URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42873432 (дата обращения: 15.11.2020).-Режим доступа: НЭБ Elibrary.com/

  1. Власова Н. А. Философия образования в понимании постмодернизма / Н. А. Власова // Вестник КГУ.-2011.- №3.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya-v-ponimanii-postmodernizma (дата обращения: 30.11.2020).- Режим доступа

Бордовский Геннадий Алексеевич Современное образование: какое оно? // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obrazovanie-kakoe-ono (дата обращения: 30.11.2020).

Опубликовано: 14.01.2021