Метод проектов, как мотивировать учащихся

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Суворова Оксана Васильевна

Организация: МАОУ СОШ № 13 им. М.К. Янгеля

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск

Актуальность проектной работы в школе не подлежит сомнению. Метод проектов – это одна из технологий для реализации ФГОС. Ее основная цель – подготовка учеников к реальной жизни. Сегодня, когда ученик должен не просто овладеть новыми знаниями, а прежде всего, научиться действовать и действовать самостоятельно, именно метод проектов позволяет создать условия для этого.

Проектная технология способствует формированию адаптивных навыков, умению ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Ребята начинают активно мыслить, познавать. Формируется социальная активность, заинтересованность в обучении, расширение кругозора. А самое ценное, что это все происходит одновременно, в рамках данной формы работы. Существенным плюсом метода проектов является получение не только теоретических и познавательных, но и практических результатов, которые учащиеся смогут использовать в реальной жизни (памятки, журналы, мультфильмы и т.д.)

На разных этапах работы над учебным или социальным проектом происходит формирование различных универсальных учебных действий.

На этапе включения в проект формируются метапредметные учебные действия, такие как: целеполагание (определение и формулировка цели работы); постановка задач; планирование; прогнозирование результата.

Личностные: осознание важности ответственного отношения к работе, развитие способности учащегося к самостоятельной деятельности.

Этап работы над проектом - метапредметные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; выбор эффективных способов решения поставленных задач; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с разными людьми; корректировка своих действий; поиск общих решений и разрешение конфликта; поиск и выделение необходимой информации (ее анализ, классификация обобщение).

Личностные УУД: формирование гуманистического мировоззрения, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; способности к продуктивному диалогу; усвоение современных социальных норм.

Этап реализации, презентация проекта - метапредметные универсальные учебные действия: умение представлять информацию в выбранной форме; умение презентовать ее в сжатом или развернутом виде; в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам; приобретение навыка рефлексии.

Личностные универсальные учебные действия: формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и не только; участие в общественной жизни; приобщение к социальному опыту.

Основная цель использования метода проектов - создать эффективные условия для социальной активности учащихся, чтобы обучение, воспитание и развитие происходили в процессе взаимодействия с другими социальными институтами.

Важной задачей и, одновременно трудностью, в работе является следующее: мотивировать ребенка, вовлечь его в проект. Для этого можно использовать различные способы, например, элементы игры.

На этапе включения в проект можно использовать следующий сценарий.

Форма работы: групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, меловая или маркерная доска, рабочие листы, чистые листы, раздаточные материалы (с алгоритмом работы).

На подготовительном этапе можно предложить выйти из класса

1. Учащиеся садятся группами, на столе лежат листочки с номерами (чистой стороной наверх).

Условие: разговаривать друг с другом нельзя, показывать свой номер нельзя.

Задача: сесть по порядку, по часовой стрелке.

(Подсказка: на первом стуле есть метка).

2. Организовать беседу: с чего следует начинать работу над проектом?

(Разговор подвести к ответу, о плане работы (разработке алгоритма)).

3. Задание группам: обсудите и запишите свой алгоритм работы.

4. Дать алгоритм действий (разрезан и перепутан).

Составьте алгоритм; сравните со своим; проанализируйте, все ли было учтено вами, когда планировали свою работу.

5. Дополните свой алгоритм. Прочитайте, что получилось (можно сравнить и обсудить).

6. Командное состязание («Кто больше?»). Задание: предложите различные формы, в которых можно представить результат проекта. Ответы записываются на доске в колонке каждой группы.

7. Команда обсуждает возможную тему проекта и заполняет «Рабочий лист».

8. Представление результата.

Список литературы:

Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.

.Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения.—М., 2011.

Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47.

Опубликовано: 03.12.2020