Системно - деятельностный подход в образовательном процессе через игровые технологии

Конференция: Использование игровых методик по ФГОС ДО

Автор: Набокина Наталья Михайловна

Организация: ГБДОУ детский сад №4

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В данном докладе рассматривается системно-деятельностный подход и его реализация через игровые методы и технологии, где игра становится одним из механизмов регулирования качества образования в современном детском саду.

 

«ИГРА – это искра зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

 

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.

Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – это именно тот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала ребёнка дошкольника.

Игра - это ведущий вид деятельности детей любого возраста. Именно в игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

«Без игры– нет и не может быть полноценного умственного развития». Через игру малыш как можно ближе познаёт окружающий его мир, радуется своим успехам.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».

Что же такое системно-деятельностный подход и какую роль он играет в игре?!

Системно-деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Целью системно-деятельного подхода является воспитание личности ребенка, как субъекта жизнедеятельности. Ребёнок учится самостоятельно ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Но при этом важно понимать, что педагог является связующим звеном для ребёнка дошкольника между игрой и окружающим его миром.

Главное средство субъекта – умение учиться, то есть умение учить себя. Такая деятельность является универсальным средством развития.

Современный педагог влюблённый в свою профессию - это человек, который имеет свою изюминку в работе с дошколятами. В современном дошкольном учреждении выделяют «Золотые правила» деятельностного подхода:

  1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  2. Рассуждая, стимулируй активность ребенка.
  3. Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  5. Будь «не над», а «рядом».
  6. Учи анализировать каждый этап.

Реализация системно-деятельностного подход через игровые технологии имеет свои определённые понятия.

Что такое технология?

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, представляющие собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Любая игровая технология решает следующие задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства активизирующие деятельность детей и повещающие её результативность.

На сегодняшний день существуют такие педагогические технологии как:

  1. «Здоровьесберегающие» технологии;
  2. Технология «ТРИЗ»;
  3. Технология «проблемного обучения»;
  4. «Игровые» технологии;
  5. Технология метода-проектирования и множество других технологий.

Цель игровой технологии НЕ менять ребёнка и НЕ переделывать его, НЕ учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Реализация системно-деятельностного подхода через совместную деятельность взрослого и ребёнка дошкольника.

В центре внимания совместной деятельности стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого, где основным видом деятельности является всё также –игра, которая охватывает все пять основных образовательных областей предусмотренные ФГОС ДО: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие. Таким образом, игра является одной из универсальных педагогических технологий, которая с успехом применяется в работе с любой возрастной группой.

Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры безусловно помогают в процессе познания окружающего мира. Педагогический замысел игры – научит детей брать на себя социальные роли мамы, папы, ребенка и действовать в соответствии с этой ролью. Важно помогать детям в процессе игры, сопровождать свои действия речью, выражать эмоции с помощью интонации.

Реализация системно-деятельностного подхода через дидактические игры.

Ещё одной активной и действенной формой обучения является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Дидактическая игра, как и любая другая, направлена на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Предназначение дидактических игр – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой; облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно – через игровую деятельность. Это даёт возможность ребёнку более ярко и увлечённо освоить познавательный материал.

Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе. Дать ему возможность почувствовать себя успешным и уверенным человечком, что очень важно в предшкольном периоде. И главной задачей педагога является развитие у дошкольника интереса к игре, как к познанию окружающего мира. Если воспитатель сможет научить ребёнка играть, то этот «моторчик» даст свой положительный заряд, свои сочные плоды в знаниях, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра становится одним из механизмов регулирования качества образования в современном детском саду.

Системно-деятельностный подход через игровые технологии – это развитие личности ребёнка, где основная идея состоит в том, что новые знания не даются ему в готовом виде,а ребёнок открывает их сам в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Но при этом взрослый в этой цепочки, является непосредственным участником такого увлечённого процесса, помогая ребёнку дошкольнику познать окружающий мир через игру, тем самым обеспечивая ему рост для творческого потенциала и познавательных мотивов, с учётом индивидуальных особенностей своих воспитанников.

 

Список литературы:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.
  3. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. — М., 1976. — С. 9-18.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.
  5. Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л./- М.: Просвещение, 1989.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012.

Опубликовано: 26.10.2020