Инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Мосяева Марина Сергеевна

Организация: МБОУ ДО ДШИ

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серпухов

Цель доклада: обобщить материал по инновационной направленности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей, определить источники, пути и возможные результаты внедрения инновационных идей педагогов.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности образовательного учреждения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

В инновационной деятельности любой организации используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений Министерства культуры РФ, муниципальных и региональных органов управления культуры, органов управления и должностных лиц самой образовательной организации.

В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как:

- новизна в постановке целей и задач;

- глубокая содержательность;

- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

- способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.

При этом источниками инновационных идей могут быть:

- неожиданное событие (успех или провал как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- появление новых образовательных моделей;

- демографический фактор;

- изменения в ценностях и установках детей;

- новые знания.

Главной целью инновационной деятельности в образовании в современных условиях становится:

- развитие педагога как творческой личности;

- переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений;

- превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Особое значение имеет инновационная деятельность в системе дополнительного образования, которое по своей сути является инновационным. Педагоги, работающие в системе дополнительного образования, всегда занимались поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и воспитании. Но в каждом учреждении существует свое понимание этого явления, которое отражает специфику работы учреждения, проблемы учреждения и подходы к их решению.

Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования можно рассматривать как особый вид деятельности, основанный на введении в педагогическую деятельность специально организованных и контролируемых изменений (новшеств) в содержание и технологии обучения и воспитания.

Данный вид деятельности направлен на повышение эффективности педагогической деятельности и преобразование всего комплекса личностных средств субъекта деятельности, обеспечивающих не только адаптацию педагога к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.

Это предполагает следующие изменения в работе педагога дополнительного образования:

- переоценку педагогом своего профессионального труда,

- выход за пределы традиционной исполнительской деятельности,

- смену традиционной исполнительской деятельности на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества;

- самосовершенствование личности.

В зависимости от масштаба преобразования могут быть:

- частичные (локальные, единичные) нововведения, не связанные между собой;

- модульные нововведения (комплекс связанных между собой частичных нововведений, относящихся, например, к одной группе образовательных программ, одной возрастной группе детей и.т.п.);

- системные нововведения (охватывают всё учреждение дополнительного образования). Они предусматривают перестройку всего заведения под определенную идею, концепцию или создание нового учреждения на базе предыдущего. Для этого необходима разработка программы развития данной организации.

Как правило, инновационный процесс в образовательной организации планируется в виде концепции развития или –наиболее полно- в виде программы развития учреждения дополнительного образования, затем организуют деятельность всего коллектива по реализации этой программы и контроль над её результатами.

В зависимости от инновационного потенциала различают:

- модификационные нововведения (связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением, модернизацией того, что имеет аналог или прототип). Это может быть программа, методика, отдельная разработка и др. Модернизация может быть направлена как на технологический, так и на личностный аспект средства, которое обновляется. Можно видоизменить известную методику работы или применить её к новому объекту, а можно, проявив творческие качества организаторов или исполнителей, иначе её реализовать, обогатив и этим существенно повысив её эффективность.

- комбинаторные нововведения (предусматривают новое конструктивное сочетание элементов ранее известных методик работы, которые в таком варианте ещё не использовались).

- радикальные или фундаментальные, глобальные, базовые нововведения (они, как правило, являются открытиями, чаще всего возникают в результате творческой интеграции и способствуют созданию принципиально новых средств).

Таким образом, понятие «инновационная деятельность учреждения дополнительного образования» базируется на сущности ключевых понятий (инновация, нововведение, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность в образовании):

- инновации представляют собой явление, связанное с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое;

- нововведение понимается как процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое с помощью внедрения новшества;

- новшество характеризуется как целенаправленно осуществляемое прогрессивное изменение, направленное на повышение эффективности какого-либо процесса системы; как средство для осуществления нововведений;

- инновационная деятельность – это особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приёмы, подходы) для получения результата, отличающегося социально-общественной, рыночной и другой востребованностью;

- педагогическая инновация выступает как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности;

- инновационные процессы в системе образования могут быть охарактеризованы как управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств;

- инновационную деятельность в области образования можно определить как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счёт создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то компонентов.

Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования – это особый вид деятельности, основанный на введении в педагогическую деятельность социально-организованных и контролируемых изменений (новшеств) в содержание технологии обучения, воспитания, направленный на повышение эффективности педагогической деятельности, обеспечивающих педагогу не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.

 

Список литературы:

 

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика.

Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования – 2006. 59 с.

2. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В.

Питюков. М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999.

192 с.

3. Корзникова, Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования /

Опубликовано: 10.09.2020