Использование инновационных технологий как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
Автор: Овчинникова Вера Тенгизовна
Организация: МБОУ СОШ №39
Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск
Современная школа работает по новым образовательным стандартам. В связи с этим изменилась и роль учителя. Учитель формирует у учащихся универсальные учебные действия. Учит ставить перед собой цель, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Его цель - научить ученика учиться. Этого требуют и новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые методы, приёмы и современные общеобразовательные технологии, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.
Основная деятельность учителя заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Метод обучения — определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями. Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата). Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы; 2. Интерактивные методы. 3. Активные методы;
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Интерактивный метод означает - взаимодействие, диалог с кем-либо. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, они находятся на равных правах с учителем. Интерактивные методы отличаются от активных тем. что они направлены на на более активное взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.
На своих уроках я применяю технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). «Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях». (Д. Клустер «Что такое критическое мышление?»)
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Значит, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Вторая стадия - осмысление нового материала. Третья стадия – размышление (рефлексия) На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира использую такие приёмы, как кластер, фишбоун, синквейн, инсерт, чтение с остановками. Такие приёмы как кластер и фишбоун можно применять и на стадии вызова, и на стадии рефлексии. Они хороши для обобщения знаний по изучаемой теме.
Так на уроке русского языка в 3 классе при обобщении знаний по теме: « Части речи. Имя существительное» использую приём «Фишбоун». Ученики вспоминают всё, что знают на данный момент об имени существительном. Они видят, что не все веточки заполнены и делают вывод, что ещё не всё знают об имени существительном.
На уроках окружающего мира использую приём «Чтение с пометками INSERT».Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
- – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
После чтения идёт обсуждение и разбор прочитанного.
На уроке литературного чтения в 3 классе при обобщении по теме «Волшебная сказка» применяю приём « Кластер» (гроздь)
При ознакомлении с глаголом применяю приём «Составление таблицы «ЗУХ» ( знаю, умею, хочу узнать). Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
-Что ты уже знаешь о глаголе?
-Что ты уже умеешь?
- Чему хотел бы научиться?
знаю |
умею |
хочу научиться |
Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? |
Задавать вопросы и определять глагол в тексте
|
Узнать больше о глаголе, и его значении в русском языке
|
На уроке литературного чтения по теме «Нравственный урок нанайской сказки «Айога» на этапе рефлексии учащиеся составляют синквейн:
1.Айога
2.Красивая, ленивая, злая.
3.Любовалась, ленилась, злилась.
4.Не в красоте счастье.
5. Наказана.
Ученики очень полюбили этот вид работы и теперь сами составляют синквейны по прочитанным произведениям в читательском дневнике. После прочтения повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда» Диана К. в своём читательском дневнике написала такой отзыв в форме синквейна:
1.Квакин и его шайка 1.Команда Тимура
2.Злые, вредные 2.Добрые, отзывчивые.
З.Угрожают, крадут, играют в карты 3.Помогают, заступаются, заботятся
4.Берут в заложники 4.Стали образцом для ребят
5.Бездельники и хулиганы 5.Тимуровское движение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: технология развития критического мышления позволяет научить детей работать самостоятельно, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение, иметь своё мнение и отстаивать его, осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать и классифицировать. В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки. Но в работе существуют определенные трудности: приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается обширное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.
Литература:
- Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
- Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.