Использование инновационных технологий как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Овчинникова Вера Тенгизовна

Организация: МБОУ СОШ №39

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Современная школа работает по новым образовательным стандартам. В связи с этим изменилась и роль учителя. Учитель формирует у учащихся универсальные учебные действия. Учит ставить перед собой цель, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Его цель - научить ученика учиться. Этого требуют и новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые методы, приёмы и современные общеобразовательные технологии, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.

Основная деятельность учителя заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Метод обучения — определенным образом упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями. Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата). Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. В методике приводится следующая классификация методов обучения:

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;    2. Интерактивные методы.       3. Активные методы;

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Интерактивный метод означает - взаимодействие, диалог с кем-либо. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, они находятся на равных правах с учителем. Интерактивные методы отличаются от активных тем. что они направлены на на более активное взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

На своих уроках я применяю технологию развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). «Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях». (Д. Клустер «Что такое критическое мышление?»)

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Значит, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Вторая стадия - осмысление нового материала. Третья стадия – размышление (рефлексия) На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира использую такие приёмы, как  кластер, фишбоун, синквейн, инсерт, чтение с остановками. Такие приёмы как кластер и фишбоун можно применять и на стадии вызова, и на стадии рефлексии. Они хороши для обобщения знаний по изучаемой теме.

Так на уроке русского языка в 3 классе при обобщении знаний по теме: « Части речи. Имя существительное» использую приём «Фишбоун». Ученики вспоминают всё, что знают на данный момент  об имени существительном. Они видят, что не все веточки заполнены и делают вывод, что ещё не всё знают об имени существительном.

На уроках окружающего мира использую приём «Чтение с пометками INSERT».Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

  1. – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

После чтения идёт обсуждение и разбор прочитанного.

На уроке литературного чтения в 3 классе при обобщении по теме «Волшебная сказка» применяю приём « Кластер» (гроздь)

При ознакомлении  с глаголом применяю приём «Составление таблицы  «ЗУХ» ( знаю, умею, хочу узнать). Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

-Что ты уже знаешь о глаголе?

-Что ты уже умеешь?

- Чему хотел бы научиться?

 

знаю

умею

хочу научиться

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Задавать вопросы и определять глагол в тексте

 

Узнать  больше о глаголе,

и его значении в русском языке

 

 

На уроке литературного чтения по теме «Нравственный урок нанайской сказки  «Айога» на этапе рефлексии учащиеся составляют синквейн:

 1.Айога

2.Красивая, ленивая, злая.

3.Любовалась, ленилась, злилась.

4.Не в красоте счастье.

5. Наказана.

 

Ученики очень полюбили этот вид работы и теперь сами составляют синквейны по прочитанным произведениям в читательском дневнике. После прочтения повести А.П.Гайдара « Тимур и его команда» Диана К. в своём читательском дневнике написала такой отзыв в форме синквейна:

1.Квакин и его шайка                                  1.Команда Тимура

2.Злые, вредные                                           2.Добрые, отзывчивые.

З.Угрожают, крадут, играют в карты        3.Помогают, заступаются, заботятся

4.Берут в заложники                                    4.Стали образцом для ребят

5.Бездельники и хулиганы                          5.Тимуровское движение

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: технология развития критического мышления позволяет научить детей работать  самостоятельно, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение, иметь своё мнение и отстаивать его, осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать и классифицировать. В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки. Но в работе существуют определенные трудности: приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается обширное поле деятельности для творческой работы учителя и учащихся.

Литература:

  1. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
  2. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
  3. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007,  № 7, с.68-70.
Опубликовано: 18.03.2016