Формирование грамотного письма у школьников младших классов

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Несговорова Светлана Ивановна

Организация: МОБУ гимназия №1

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Благовещенск

Наверное, каждый учитель начальных классов сталкивался с проблемой: ученик знает все изученные правила, но пишет с ошибками? Ведь знать правило и свободно его применять – совершенно разные вещи. И в этом мы неоднократно убеждаемся, когда проверяем письменные работы своих учеников. Всё это заставляет задуматься, поставить перед собой вопросы: какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как же научить применять ранее изученные правила?

Когда речь заходит об учебном процессе, каждый понимает, что конечным его звеном конечно же являются знания. Учитель обязан учитывать жизненное значение знаний: какие задачи должен решать ученик с помощью этих знаний. Именно это будет способствовать выделению тех умений, в которые следует включать знания в процессе их усвоения. На уроках русского языка учащимся приходится заучивать множество различных орфографических правил. Понятно, что если ученик научится просто их воспроизводить, то это, естественно, грамотного письма не обеспечит. Ребёнок может воспроизводить все правила, но писать, допуская ошибки (правило «знает», а применять не умеет). В данном случае необходимо установить содержание деятельности по применению правил в процессе письма.

Когда ученик пишет под диктовку, ему важно уметь делить слова на две группы: слова, которые пишутся согласно правил, и правописание которых не подчинено правилам. Например, ученик понял, что данное слово требует применения правил. В этом случае необходимо сделать следующий шаг: выбрать из огромного множества известных младшему школьнику правил то, которое определяет написание данного слова. Это логическое действие само по себе достаточно трудное, требующее определённого формирования. Но это ещё не всё. Если ребёнок выполнил данное действие успешно, теперь он должен повторить нужное правило. Наконец, необходимо выполнить ещё одно действие: верно применить общее правило к конкретному случаю. К примеру, ученики, зная правило написания глаголов на –ться и –тся, неверно ставят вопрос («что делать?», «что делает?»), отчего и допускают ошибки. Таким образом, повторение правила – это всего лишь одно действие, и не самое сложное в содержании орфографических умений, именно поэтому оно и не обеспечивает орфографического письма. Так как законы правописания усваиваются ради этой деятельности, то они с самого начала должны включаться исключительно в неё. Поэтому, когда учитель планирует различные виды познавательной активности, он обязан учитывать общие и специфические приёмы. Общие виды познавательной активности (общие приёмы) потому и называются общими, т. к они применяются в различных областях, при работе с разными знаниями. К ним относится, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим видам познавательной активности относятся и все приёмы логического мышления: они не зависят от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логических приёмов относятся классификация, сравнение и др. К числу специфических видов активности относятся такие, которые используются только в определённой области, например, деятельность по осуществлению звукового анализа слова. Конечно же, содержание как тех, так и других приёмов познавательной активности должно выделяться и фиксироваться.

Организуемое в процессе обучения русскому языку орфографическое действие состоит, прежде всего в том, чтобы научиться видеть орфограммы, т.е. ставить орфографическую задачу, и научиться её решать различными способами:

а) можно проверить нужную орфограмму, применив правила русского письма;

б) если орфограмма не поддаётся проверке, можно воспользоваться словарём;

в) можно написать орфограмму по памяти (очевидно, это самый простой способ).

Последний способ – письмо по памяти, естественно, самый быстрый и удобный в применении, т.к. написать слово, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или посмотреть его написание в словаре.

Если понаблюдать за тем как пишет младший школьник, несложно заметить, что у него это действие устроено точно так же, только «образы слов» у него не такие «прочные», как у взрослых носителей языка, и поэтому ему приходится постоянно пользоваться двумя другими способами решения орфографической задачи (подбором проверочного слова и словарём). Причём, как при подборе проверочных слов, так и при пользовании словарём, происходит постоянное пополнение того запаса «образов слов», которые содержатся у ребёнка в памяти, т.е. совершенно понятно, что способ письма по памяти в ряде случаев является результатом применения ранее двух других способов проверки орфограмм.

Педагоги-методисты выделяют шесть этапов, которые должен пройти ученик младших классов для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Огромное значение для развития грамотного письма имеют два умения, которые необходимы при изучении всех предметов – умение быть внимательным и умение рассматривать языковой материал. Внимание – это самоконтроль, который осуществляется про себя, кратко, автоматически. Общеизвестно, что умение быть внимательным необходимо учащимся не только для успешного обучения, но и для плодотворного выполнения всех других видов деятельности.

Как же развить внимание у детей, у которых его нет?

Внимание – это действие контроля. Но не всякое действие контроля является вниманием, а только такое, которое выполняется в уме, кратко и автоматизировано, как мы отметили выше. Однако, такие характеристики действие приобретает не сразу, не в начале его усвоения младшими школьниками, а лишь в конце, на заключительных этапах усвоения. Таким образом, внимание – это конечный этап усвоения действия контроля. Начинать же развитие внимания надо с внешних, основанных и развёрнутых действий контроля. Следует отметить, что речь идёт о произвольном внимании, которое является ведущим в учебной деятельности.

Для развития произвольного внимания можно использовать действие контроля в разнообразных видах заданий. Но наиболее рационально выбирать те виды учебной деятельности, в которых недостатки внимания учеников особенно заметны. При подборе заданий необходимо предугадать не только смысловые ошибки, но и ошибки в написании. В последнем случае следует избегать ошибок «на правила», которые ещё не изучались младшими школьниками. Существует мнение, что восприятие неверного написания на известное правило приводит к неграмотному письму. Это не так. В данном случае ученик не просто воспринимает неправильное написание, но и активно исправляет его, т.е. осмысленно опирается на правило, использует его для получения правильного образца.

Когда младшие школьники могут выполнить действия контроля уже во внешне речевой форме, полезно применять взаимопроверку учащимися домашних заданий, самостоятельных классных работ.

Учитель должен стремиться видеть учащихся, у которых не сформировано внимание, как можно раньше. Конечно же, материал, на котором будет организовано действие контроля, должен соответствовать возможностям детей.

Для развития грамотного письма необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определённой системе.

Во-первых, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Нельзя игнорировать эту работу, т.к. в дальнейшем ученики будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что младший школьник знает правило, а всё равно допускает ошибки при написании. Второй этап в этой работе – выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ребёнка видеть и узнавать орфограммы. А данный навык развивается в процессе деятельности и является результатом многократных действий.

Следующий этап – определение способа решения орфографической задачи в зависимости от типа орфограммы.

И четвёртое, необходимое для грамотного письма, - это научить младших школьников самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей выполненной работы.

Итак, звуковой анализ, орфографическая зоркость, умение решать орфографические задачи и самоконтроль – вот что необходимо для формирования грамотного письма. Но трудности заключаются в том, что всю эту работу необходимо вести не поэтапно, а одновременно.

Чтобы добиться поставленных целей, следует использовать различные методы и приёмы работы, своевременно применять наглядность, соответствующий дидактический материал.

Вся эта работа помогает интеллектуальному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит ребят анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства школьников становится любимым предметом.

 

Список используемой литературы:

1. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994

2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998

3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988

4. Тарабрина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль «Академия развития», 1997

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991

6. Журнал «Начальная школа» №12, 1988; №10, 1992; №1, 1997

Опубликовано: 06.07.2020