Водотерапия –как эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей в период адаптации к детскому саду
Конференция: Психологическое развитие ребёнка дошкольного возраста
Автор: Дик Ирина Петровна
Организация: МАДОУ детский сад №272
Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Водотерапия - это эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы детей. Она позволяет ребенку расслабиться, снять напряжение. Малышу, испытывающему нагрузки в период адаптации к детскому саду, психологические разгрузки особенно нужны.
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка, его центральная деятельность, наполненная смыслом и значением.
Игра с водой - одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Игры с водой имеют два направления влияния на организм ребенка: психотерапевтическое и физиотерапевтическое. Сама структура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может освободится от отрицательных эмоций и зарядиться положительной энергией.
Цель водотерапии:
- Способствовать физическому развитию ребенка, закаливанию- так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;
- Способствовать концентрации внимания, развитию речи;
- Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения детского сада, а также снижать гиперактивность детей.
Организуя игры с водой, решаются следующие задачи:
1. Стабилизация эмоционального фона.
2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.
Проблема адаптации ребенка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике дошкольного возраста. Этот возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность и многое другое.
Чтобы малыш мог легче адаптироваться к дошкольному образовательному учреждению, необходимо вводить элементы водотерапии в развивающие формы работы с детьми, что позволяет использовать различные методы и приемы при разрешении сложных педагогических ситуаций.
Ребенок получает удовольствие, снижается напряжение. когда он и созерцает волную среду, и когда непосредственно соприкасается с ней.
Организация работы:
- занятия проводятся с эмоционально нестабильными детьми;
- взрослые помогают играть, знакомят с назначением игрового материала, вариантами игр;
- задания подбираются в соответствии с возрастом, эмоциональным
состоянием детей.
Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.
В ход игр необходимо включать психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Также организуя игры с водой , хорошо использовать художественное слово, сопровождать прослушиванием аудиозаписей: шума моря, водопада, журчание ручейка.
Регулярно посещая такие занятия, дети станут меньше проявлять агрессивность друг к другу, станут более спокойными и уверенными.
Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Литература:
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой// Дети с проблемами в развитии. 2004. №1.
- Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде/ Под ред. Л.Б. Баряевой.- СПб.: КАРО,2006.
Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.