Воспитательная работа классного руководителя условиях реализации ФГОС. «Воспитание экологической культуры личности»

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Моторова Вероника Юрьевна

Организация: ГБОУ Гимназия № 271 им. П.И. Федулова

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Содержание

Введение………………………………………………………3

  1. Экологическая культура личности………………………5
  2. Классный час «Береги землю свою»…………………….8

Заключение…………………………………………………..11

Список литературы………………………………………….12

Введение

В современных условиях ухудшения экологической ситуации, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из наиболее актуальных и тревожных проблем, важной задачей педагогики является воспитание экологически культурной личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения.

Особое значения для нашей работы имеет концепция воспитания экологической культуры школьников. Под экологической культурой ученые понимают новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.

Актуальность проблемы определила выбор темы работы: "Воспитание экологической культуры личности".

Основная цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективного развития экологической культуры у школьников.

Суть формирования экологической культуры у ребенка состоит не столько в передаче биологических знаний, сколько в развитии духовно-нравственных начал в личности.

 

Задачи:

  1. Выявить влияние уровня подготовки учителя, на формирование экологического поведения класса;
  2. Мотивировать детей проявлять инициативу (доброжелательности и уважения в среде детей, предоставление каждому возможности проявить себя и гарантии защищенности от неудачи);
  3. Создание условий, побуждающих детей к осознанному освоению этих отношений, к выбору нравственного императива - что такое хорошо, и что такое плохо, к пониманию уникальности и неповторимости всего существующего на Земле, включая человека, восприятию природного мира как среды обитания.

 

База: 6-6 класс ГБОУ Гимназии № 271 им. П. И. Федулова Красносельского района г. Санкт – Петербург.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие экологической культуры личности школьника связано с определенной динамикой этого процесса, который обеспечивает смену акцентов и позволяет поступательно формировать культуру от класса к классу;

3. Эффективность формирования экологической культуры зависит от состояния общей и собственно экологической культуры учителя, и использования методик, направленных на накопление личностью социального опыта.

 

  1. Экологическая культура личности

Для начала хотелось бы раскрыть такие понятия, как экологическое образование, экологическое воспитание.

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, образования, воспитания и развития личности, направленный па формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации и прав, этических и эстетических отношений, обеспечивающих сформированное экологическое сознание и экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Экологическое воспитание — целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности, и готовность к природоохранительной деятельности.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивают внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умения наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранительной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания, которое реализуется на уроках биологии, географии, физики, химии. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды.

Школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг для друга биологически нормальные, благоприятные условия существования. Муравьи, как санитары, очищают лес, насекомые питают птиц, разлив рек создаст пойменные луга, лес очищает воздух, защищает поля от выветривания, снег укрывает поля и питает их влагой. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека.

Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. Школьники узнают о характере производства, его взаимодействии с окружающей природной средой, о принципах и устройствах предотвращения вредных влияний технологических процессов, о возможностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей.

Эстетический цикл: литература, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому.

В формировании экологического сознания и поведения воспитанников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранительного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах. Сюда относится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, действующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы в школах, домах и дворцах детского и юношеского творчества. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим (потребительским), поэтому необходимо формировать у них отношение к природе как среде обитания человека, гибель и уничтожение которой приведет к гибели и уничтожению человечества, что неравноценно сиюминутной выгоде, полученной от природы: выловленной нерестовой рыбы для икры, вырубленных деревьев ради строительства особняка или постройки автозаправки.

Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным, как часть мировоззрения, общего познания мира; трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся; нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям.

Основными показателями экологической воспитанности являются: понимание современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть, ценить и сохранять ее красоту.

 

2. Классный час «Береги землю свою»

Задачи:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

Цель - учащиеся должны знать основные экологические проблемы мира и особенности и пути решения данных проблем.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать экологическую ситуацию;

-разбираться в сущности экологических проблем;

-излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: презентация; открытый микрофон.

Оснащение:

1. экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2. фотографии с изображением экологических бедствий;

3. магнитофон, запись голоса Земли;

4. карта «Природа России».

План презентации

1 слайд - «Планета людей».

«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».

2 слайд - экологические проблемы.

«Ничего не дается даром».

«В больной природе нельзя оставаться здоровым».

3 слайд – решение экологических проблем (открытый микрофон).

«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три».

4 слайд - «Экология и школьник».

Эпиграф «Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».

На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Слайд 1: «Планета людей».

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.

Слайд 2: «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы России».

https://greenologia.ru/eko-problemy

Слайд 3: «Разрешение экологических проблем»

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?

Что делать, как беду предотвратить?

Быть может, способ есть болезнь предупредить?

Давайте, мы попробуем природу излечить!

(Проводится в форме «Открытый микрофон»)

Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики РФ.

Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.

Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.

Экологическое воспитание и образование – это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше – в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.

Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.

Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.

Слайд 4: «Экология школьника».

Что мы можем сделать для сохранения планеты?

Что мы с вами сделали для нашей природы:

-сортировка мусора в классе;

-собираем батарейки и сдаем в пункт приема;

-собираем пробки от бутылок;

-посадка дерева 20.05.

Вывод: наша планета – наш дом, и чтобы сохранить его для будущих поколений, нужно бережно относиться к природе. Самое главное – начинаем с себя.

 

Заключение

Важным условием успешного процесса развития экологической культуры у школьников является специальная подготовка учителя, включающая знание специфики этого процесса и вооружение его соответствующей методикой воспитательной работы. Большое влияние оказывает и собственный интерес учителя к экологическим проблемам, его творческое отношение к делу.

Не менее важным условием эффективности развития экологической культуры личности школьника является создание атмосферы доброжелательности и уважения в среде детей, предоставление каждому возможности проявить себя и гарантии защищенности от неудачи.

Отсюда воспитание экологической культуры обусловлено созданием условий, побуждающих детей к осознанному освоению этих отношений, к выбору нравственного императива - что такое хорошо, и что такое плохо, к пониманию уникальности и неповторимости всего существующего на Земле, включая человека, восприятию природного мира как среды обитания.

Суть формирования экологической культуры у ребенка состоит не столько в передаче биологических знаний, сколько в развитии духовно-нравственных начал в личности.

 

Список литературы:

1. Александрова Р.И., Смольянов А.В. Экология и мораль. - М.: Знание, 1984,- 64 с.

2. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Знание, 1986. - 76 с.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 188 с.

4. Галеева A.M., Курок М.Л. Партийная учеба и экологическое воспитание. М.: Моск. рабочий, 1985. - 189 с.

5. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. - N 5. - С. 37-40.

6. Дорошко О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей к осуществлению экологического воспитания младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. Киев,1987.-227 с.

7. https://studme.org/46451/pedagogika/

  • file0.pptx.zip.. 813,2 КБ
  • Опубликовано: 30.04.2022