Внедрение гендерных знаний в систему музыкального образования

Конференция: Проблемы и перспективы развития образования

Автор: Канцедал Мадина Тлеувна

Организация: КГКП ДМШ

Населенный пункт: Восточно-Казахстанская область, г. Серебрянск

Содержание

Великие музыканты – исполнители.

Психологические особенности развития мальчиков и девочек.

Особенности обучения мальчиков и девочек

Из опыта работы

Список используемой литературы.

 

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей обучения игре на фортепиано в условиях ДМШ с учетом гендерных особенностей учеников.

 

Ференц лист, Антон Рубинштейн, Феруччо Бузони, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Вильгельм Кемпфф, Сергей Рахманинов, Владимир Ашкенази, Николай Луганский, Александр Гиндин, Денис Мацуев, Ланг- Ланг, Евгений Кисин ….. Этот список гениальных, величайших и известных пианистов далеко неполный, но есть одно обстоятельство, которое объединяет этих музыкантов – все они-мужчины. Почему почти все выдающиеся композиторы и исполнители-мужчины? Женщины – пианистов, а тем более композиторов, добивших известности можно пересчитать по пальцам: Татьяна Николаева, Элисо Вирсаладзе, Марта Аргерих… Говорит ли это о том, что профессия исполнителя – прерогатива мужчин, а женщинам не суждено достигнуть тех же высот в исполнительском искусстве? И им остается довольствоваться ролью педагогов и аккомпаниаторов и не более того? По словам Гарольда Шонберга, известного музыкального критика, фортепиано – это не просто инструмент, это образ жизни, а значит, смысл жизни пианиста – не просто музыка, а музыка ради фортепиано. Исторически сложилась мысль о том, что исполнительство – это мужская профессия. Частые и продолжительные гастроли, большие физические нагрузки – не всякой женщине это под силу.

Отдавая ребенка в обучение игре на фортепиано, родители мечтают об его успешной карьере в будущем, если ставиться вопрос о профессиональном образовании. Вначале , это получение качественных базовых знаний, умений и навыков, затем, как следствие изначально правильного , грамотного обучения – набирание репертуара, выступление на концертах, участие в конкурсах, гастролях и т.д. Но , к сожалению, не у всех детей, получается , успешно пройти этот путь. Задача преподавателя, сделать все от него зависящее, чтобы у его учеников в процессе обучения возникало как можно меньше проблем.

В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицей искусств) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.

По мнению педагогов – новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся , базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда-возможности применения строгих , нормативных «ходов» а образовании учеников, нуждается в обновлении. Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является не только учет разной степени их одаренности, но и принятие во внимание их индивидуальных психологических, физиологических особенностей, связанных с половой принадлежностью ученика.

Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию личного обретает актуальное значение в условиях обновления содержания образования и модернизации школы. Гендерное образование помогает решать множество важных задач, и необходимость его развития все чаще обсуждается в педагогическом сообществе. Однако в нашем школьном образовании гендерный подход является еще большой редкостью. Работая педагогом по классу фортепиано в ДМШ, уже 16 лет, во время занятий, путём постоянных наблюдений я пришла к выводу, что наиболее эффективное усвоение учебного материала учениками, происходит именно при его подаче с различиями, в построении занятий у мальчиков и девочек. Индивидуальный подход к обучению позволяет учитывать неравномерность в развитии мальчиков и девочек и, соответственно, формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического развития.

 

Психологические особенности развития мальчиков и девочек, определяющие эффективность работы с ними.

 

В теории педагогики, прежде всего, говорится о различиях между детьми разного пола, в то время как, эти различия очень значительны. Для педагогов очень важны и необходимы обоснованные рекомендации о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Он должен знать психофизиологические особенности каждого пола. Воспитание и обучение детей во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчиком и девочкам.

Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартного и интересно мыслят, а значит, и исполняют готовое произведение иначе, чем девочки.

У мальчиков способность к творчеству, умение отказаться от стереотипных образов мышления, оригинальность мышления, несколько выше, чем у девочек.

До 8-ми лет острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они менее чувствительны. В музыкальной памяти и слуховом восприятии существенных различий между мальчиками и девочками нет. Мальчикам свойственны такие качества как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю.

Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола: Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. Учитель сразу заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фразу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

 

Особенности обучения мальчиков и девочек

 

Успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип нервной деятельности ему присущ. Задача педагога состоит в том, чтобы постараться не разрушить так называемую «врожденную грамотность», ели ее основы от природы заложены в ребенке. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее, стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Требовать от мальчиков аккуратности и тщательно выполнения вашего задания бесполезно. Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности, при этом, заранее рассказывать и показывать, что и как делать не надо. Следует подтолкнуть мальчика к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Мальчики более подвижны, суетливы, невнимательны, шумливы. Девочки – прилежны и аккуратны, исполнительны. Не обвиняйте ребенка в неумение, а помогайте ему найти пути решения проблемы. Хвалите и поощряйте детей за успехи и достижения, не сравнивая их с другими детьми.

 

Из опыта работы

 

Опираясь на вышеизложенное, остановлюсь на примеры изучения пьесы Баха в 3-4 кл. ДМШ из собственного опыта работы. С учетом музыкальных способностей, психологических данных девочкам присуще пьесы песенно-танцевального характера, мальчикам – строго изложенные прелюдии. Музыка Баха музыкальна, многообразна но и сложна в разборе, т.к. предполагает мышление, как бы разложение на математические формулы (мы знаем, что математика более близка мальчикам). Мальчики быстрее схватывают существенные особенности разбираемого произведения, но потом менее упорно и целеустремленно решают художественно-исполнительские задачи. Применяя в работе метод расчлененного аналитического разбора произведений Баха, приходишь к выводу, что разбор дается легче мальчику, чем девочке, но эмоциональность у последних выше. Но если мальчики усвоили материал с первого раза – им легче дается изучения наизусть. При концертном исполнении мальчики чувствуют себя увереннее т.к. у них чаще, присутствует, сангвиника тип нервной деятельности, но бывает наоборот. Не надо повторять, что это зависит и от домашней подготовленности, чаще девочки более пунктуальны в выполнении домашних заданий. Хочу еще привести пример в изучении современной пьесы: это пьеса Монфреда Шмитца «Задиристые буги». Её любят играть и учить и мальчики, и девочки. Простая в изучении, сложна в исполнении. Напористый характер, пунктирный ритм хорошо отображает характер детей. В моем наблюдении у моего ученика мальчика она получилась лучше.

Таким образом, взаимодействие в обучении разнообразных методов и уникальных эмоциональных форм общения, может стать существенными моментом преподавания фортепианного искусства в современной детской музыкальной школе.

Обобщая изложенный материал хочется сказать. Хвалите и поощряйте детей за их успехи в не зависимости от пола, а от достигнутого ими результатами.

 

Список используемой литературы:

  1. Адлер А. «Воспитание детей. Взаимодействие полов»
  2. Алиев Ю. «Настольная книга школьного учителя-музыки» - М.2000
  3. Еремеева В.Д., хризман Т.П. «Мальчики и девочки-два разных мира». Нейропсихологи-учителя, воспитателям, родителям, школьным психологом-М,6 линка-пресс 1998-184с.
  4. Шнырова О.В. «Гендерная педагогика и гендерное образование в странах посцоветского пространства: сборник материалов международной летней школы» 2001. –Изд-во «Ивановский государственный университет» , 2002 – 293с.

Особенности работы с хором мальчиков «Поющие сердца»

Опубликовано: 07.11.2020