Организация летней языковой практики

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Киселева Галина Ивановна

Организация: ФГКОУ СПбСВУ МО РФ

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Летняя языковая практика обучающихся представляет собой один из вариантов программы летнего отдыха, в которой развитие навыков владения иностранным языком является ключевой составляющей. Одновременно она является еще и площадкой для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта обучающегося. Занятия помогают закрепить языковые навыки и умения, полученные в ходе учебного процесса и вывести их на новый уровень.

Особенно эффективным является участие обучающихся в проектной деятельности на иностранном языке.

Ниже представлено описание практико-ориентированного проекта, реализованного в Санкт-Петербургском суворовском военном училище.

Данный проект был предназначен для осуществления обучающимися образовательной деятельности в период летней практики.

 

Содержание проекта интегрировало знания по предметам: английский язык, страноведение, русский язык, литература, история, география

Планируемый продукт – презентации Power Point по теме проекта.

Цели проекта:

Предметные

Познакомить обучающихся с историей и культурой стран изучаемого языка;

Развивать навыки чтения и аудирования с целью извлечения иноязычной информации в соответствии с учебным заданием и умение переводить информацию в разные формы предъявления;

Формировать коммуникативные навыки для письменного и устного представления на английском языке материалов проекта;

Развивать умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.

Метапредметные

Развивать мыслительную деятельность при планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе;

Совершенствовать умения использовать компьютерную технику и ресурсы Интернет для реализации проекта;

Формировать умения представлять результаты проектной работы, аргументированно выражать свое мнение, вести дискуссию по теме;

Развивать навыки и умения самоанализа и рефлексии.

Личностные

Формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию;

Развитие у обучающихся таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность;

Создание импульса для проявления творческих способностей обучающихся и формирования навыков самостоятельной деятельности по изучению иностранного языка.

 

Предполагаемые приращения

Предметные

Обучающиеся познакомятся с фактами по истории страны изучаемого языка; расширят свой словарный запас, научатся применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией, представленной в различных видах. Они отрабатывают определенные стратегии, умения и навыки решения проектного задания, планирования своей деятельности, преодоления затруднений, оценки результатов деятельности и планирования своего дальнейшего развития.

Личностные

У обучающихся формируется умение действовать самостоятельно при решении учебной задачи. Они учатся работать в команде, нести ответственность за коллективное дело и конечный результат своей работы.

 

Задачи проекта:

- тренировать обучающихся в выполнении заданий на английском языке различного уровня сложности;

- познакомить обучающихся с новым материалом по страноведению в ходе просмотров фильмов и выполнения заданий викторины;

- тренировать обучающихся в поиске материалов на сайтах Интернет, анализе информации, осуществлении отбора материала для выполнения задания;

- тренировать в создании и защите презентации по заданной теме;

- провести рефлексию учебной деятельности и результатов проекта.

 

Возраст обучающися: 7 класс, обучающиеся разделяются на группы в соответствии с уровнем владения иностранным языком (группа с высокой мотивацией и высоким уровнем владения иностранным языком, группа с достаточной мотивацией и средним уровнем владения иностранным языком, группа обучающихся, испытывающих затруднения в изучении иностранного языка).

Режим работы: 6 учебных часов.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация, ситуация успеха, положительное отношение к деятельности на основе собственных достижений.

Материально - техническое, учебно - методическое,

информационно – техническое обеспечение проекта: аудио-, видеоматериалы, учебные печатные и интерактивные пособия, сеть Интернет, раздаточный материал.

Методические (практические приемы): игровые технологии,

технологии развивающего обучения, индивидуальное и дифференцированное обучение, ИКТ.

 

Реализация учебного проекта

Этапы проекта:

I этап - организационно-мотивационный – разработка методической документации; постановка цели и задач. Мотивация обучающихся. Знакомство с темой проекта. Обсуждение идеи проекта в ученическом коллективе, выдвижение обучающимися собственных идей, аргументирование своего мнения. Планирование работы над проектом.

Каждая учебная группа (сильные обучающиеся, обучающиеся со средним уровнем сформированности языковых навыков и умений, обучающиеся, которые испытывают затруднения при изучении иностранного языка) были разделены на две подгруппы, которые соревновались между собой.

Первый конкурс – викторина «Великобритания» позволил обобщить знания обучающихся о культуре, истории, традициях и обычаях Великобритании. После просмотра учебного видеофильма о стране изучаемого языка, игра была продолжена. Обучающиеся должны были представить в письменной и устной формах новую информацию, полученную из фильма. При этом они не только расширили свои знания по страноведению, данная работа позволила им совершенствовать навыки аудирования, письма и устной речи.

II этап - поисковый (исследовательский) - сбор информации.

На следующем этапе проекта обучающиеся играли в помощников Шерлока Холмса. Перед ними стояла задача найти на территории образовательного учреждения пакеты с заданиями различного уровня и выполнить данные задания как можно быстрее и правильнее. Обучающимся были предложены задания в соответствии с их уровнем обученности. Одни выполняли олимпиадные задания проектов «Снейл», «Альбус», «Британский бульдог» и др.. Обучающиеся, которые испытывали затруднения в изучении иностранного языка, выполняли лексико-грамматические задания. Они приняли участие в конкурсе на лучшую тетрадь. Конкурс позволил им не только повторить основной лексико-грамматический материал курса, но и доставил удовольствие. Выполнив целый ряд индивидуальных заданий различного уровня, обучающиеся произвели взаимооценку проделанной работы и остались довольны своими результатами.

Интеллектуальные задания чередовались со спортивными упражнениями с целью снятия усталости и напряжения.

III этап - презентационный - обсуждение подготовленных материалов, внесение уточнений, исправлений, дополнений; обработка информации и оформление проекта. Представление и защита проекта.

Завершающим этапом проекта явилось создание и представление презентаций.

Обучающиеся с проблемами в изучении иностранного языка создавали презентации по теме «Моя грамматика». Они еще раз повторили основные грамматические правила, изученные в течение года, самостоятельно придумали примеры на применение данных правил и зафиксировали их (большинство в игровой форме) в своих презентациях.

Каждый обучающиеся со средним уровнем владения иностранным языком получил индивидуальную карточку с вопросами одного из раундов (географического, исторического, литературного, искусствоведческого, изобретательского, раунда для гурманов), должен был найти в Интернете на англоязычных сайтах ответы на вопросы и представить их в презентации.

  • обучающихся с высоким уровнем сформированности языковых навыков и умений завершающим этапом проекта явилось написание и защита открытки. выполнения данного задания они должны были выполнить большую предварительную работу. Получив индивидуальную карточку с названием одного из городов Великобритании, каждый обучающийся должен был найти в Интернете на англоязычных сайтах информацию о достопримечательностях данного города, гостиницах, актуальную погоду на данный момент времени. Затем, представив, что он отдыхает в этом городе написать открытку о том, какая там погода, какие достопримечательности он собирается посетить. Формат написания открытки должен был соответствовать этикетным правилам, правилам, предъявляемым к письменным заданиям в формате ГИА и ЕГЭ, а также проиллюстрирован в презентации Power Point.

IV этап - рефлексивный – рефлексия, самооценка результатов деятельности

Был проведен конкурс презентаций, определены победители. Каждая презентация оценивалась обучающимися и преподавателем не только с точки зрения содержания, грамматической правильности речи, дизайна, правильности оформления, но и пользы при использовании ее в дальнейшем на уроках английского языка.

На данном этапе обучающиеся провели оценку результатов своей деятельности. Каждому участнику проекта оценка помогла оценить успешность, сильные и слабые стороны его работы, умения применять знания на практике, выявить затруднения в том или ином виде деятельности. Преподавателю оценка позволила определить, насколько достигнутые результаты отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам.

В заключение, следует подчеркнуть, что работа обучающихся над проектом, оценка и признание результатов их труда способствовала не только развитию всего спектра универсальных учебных действий, но и развитию и воспитанию личности, познавательных мотивов учения, саморазвитию и самосовершенствованию, социальной успешности. Мнение обучающихся о ходе и результатах проекта было исключительно положительным.

Опубликовано: 08.01.2020