Электронная система дистанционного обучения. Обзор систем дистанционного обучения. Возможности системы дистанционного обучения Moodle

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Живицкая Лина Романовна

Организация: ГБОУ школа №203

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Быстрое развитие прогресса в области технологий является одной из причин повсеместного внедрения дистанционного обучения, которое осуществляет учебно-воспитательную деятельность между учащимся и преподавателем, находящимся в разных местоположениях. [1]

На данный момент существует огромное множество различных систем дистанционного обучения (СДО) как коммерческих, так и открытых для пользования, каждые из которых обладают индивидуальными особенностями и возможностями.

Самая главная уникальность данного вида обучения заключается в доступности использования, в связи с чем к системам дистанционного обучения проявляется все больший интерес, а к разработке электронных курсов подходят с особенной тщательностью.

В современном мире большую популярность набирает интерес к дистанционному обучению.

Электронная система дистанционного обучения(СДО)-программное обеспечение для любых организаций, которое позволяет производить поддержку процесса обучения, поддерживать документооборот, создавать материалы для обучения и производить проверку знаний по изучаемой дисциплины.

С помощью СДО есть возможность выстраивать нагрузку для учащихся, создавать тесты для проверки, посещать виртуальные музеи и много другое сосредоточенное в одном месте.

Возможности, предоставляемые СДО можно обобщить:

  • Управление различными видами обучения
  • Проверка знаний и навыков
  • Анализ обучения и оценка результатов
  • Предоставление контента и программ

СДО позволяет обучающимся проходить обучение в индивидуальном порядке, разном темпе и в индивидуально установленные сроки.

Благодаря развитию технологий, создано разнообразное количество систем дистанционного обучения, имеющие свои отличительные особенности и недостатки.

Для создания каждого определенного учебного курса, преподаватель может выбрать наиболее комфортную систему дистанционного обучения, что позволит разработать удобную среду обучения учащихся.

К сожалению, не любые системы дистанционного обучения могут быть использованы для создания учебных площадок в силу разной степени доступности.

Систем дистанционного обучения существует огромное множество, в связи с чем каждый преподаватель школы, ВУЗа или других организаций, где происходит обучение, может подобрать среду для проведения дистанционных занятий, опираясь на цели, задачи и методы разрабатываемого курса.

Все разнообразие СДО можно классифицировать по некоторым основным признакам. Например, если рассматривать системы дистанционного обучения (СДО) с точки зрения возможностей представления учебного материала (количества различных элементов и ресурсов внутри СДО), то можно выделить следующие СДО для разработки учебных курсов:

  1. Moodle

Инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн курсов, так и образовательных веб-сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения. [2] Помимо стандартных встроенных элементов и ресурсов для создания занятий (лекции, задания, тесты и т.д.) данная СДО может предложить еще расширение возможностей платформы, например, возможность полностью поменять дизайн или расширить функции системы в целом.

  1. Ё-Стади

Данная онлайн-платформа для организации дистанционного обучения отличается от большинства подобных СДО тем, что ее функционал большей частью ориентирован на проведение практических занятий и оценку знаний. Стандартный функционал включает в себя «рабочую область», «тест», «журнал», «форум» и «файл».

  1. Teachbase

СДО Teachbase при достаточно простой работе, имеет достаточно широкий выбор доступных возможностей, например, такие как «учебный курс», «личный кабинет», «тестирование», «отчеты», «коммуникация» и «база». Также имеется «редактор», позволяющий обрабатывать учебные материалы прямо в системе. Преподавателю предоставляется место на сервере для хранения материалов.

Если рассматривать СДО с точки зрения возможности оценивания результатов обучающихся, то можно выделить следующие системы дистанционного обучения для разработки учебных курсов:

  1. Moodle

В СДО Moodle предлагается использовать для проверки уровня освоения учащимися изучаемой дисциплины такие элементы, как «тест» и «опрос». Для «теста» предлагается достаточно широкий выбор типов вопросов. Также можно настроить время для прохождения теста, установить ограничения, изменить вид оценивания, внешний вид и настройки просмотра. Предоставляется возможность включение дополнительного контента в «тест».

  1. iSpring Learn

В данной СДО есть возможность полного контроля за успеваемостью учащихся. Система предоставляет сервис аналитики и 23 типа отчета. В итоге, тест будет представлять собой слайды с вопросами (при необходимости с добавлением различного контента). Настройка тестов происходит на внешней платформе iSpring Quizmaker, которая в свою очередь требует отдельной установки.

  1. Teachbase

В данной системе дистанционного обучения тестирование может быть реализовано внутри каждого курса как дополнительный элемент. Система дает возможность создавать тесты, настраивать их проходной балл, длительность, менять обложку и фон. Также есть возможность выдачи сертификатов после прохождения курса.

Также не маловажную роль играют возможности коммуникации между преподавателем и учеником. Практически все системы дистанционного обучения располагают элементами для связи участников процесса. Наиболее комфортные для использования элементы можно выделить у СДО:

  1. Moodle

Для коммуникаций в данной СДО используется два элемента: «форум» и «чат». «Форум» позволяет создавать обсуждения и объявления, «чат» дает возможность участникам курса общаться в реальном времени. Также предоставляется возможность преподавателю оставлять комментарии к тому или иному выполненному заданию.

  1. iSpring Learn

Система предоставляет достаточно простой способ коммуникации между участниками курса. Для этого используется графа «Вопросы по курсу», в которой можно отправлять и получать сообщения между обучающимися и преподавателем.

  1. ILias

СДО ILias также использует систему коммуникаций между участниками курса в виде получаемых и отправляемых сообщений.

Также можно отдельно выделить не классическую СДО Google Classrom. Данная система скорее напоминает ленту совместной работы.

В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения.

В своем составе данная система имеет огромное количество инструментов для обучения. Из особенностей можно выделить:

  1. Использование только инструментов Google
  2. Создается общая папка «Класс» на Google диск
  3. Папка «Класс» доступна как для всего класса, так и для каждого в отдельности.
  4. Отсутствие тестов (только на базе Google form)

Интерфейс данной СДО очень прост как внешне, так и в использовании и не требует специального обучения.

Рассматривая вышеупомянутые системы дистанционного обучения, можно сделать вывод что каждая из них является хорошим выбором для создания учебных площадок.

Стоит отметить, что большинство СДО являются платными и больше подходят для образовательного процесса внутри коммерческих организаций.

Бесплатные СДО, такие как ILias и Moodle также могут быть гармонично включены в ход обучения, но они требуют специального обучения для преподавателей. Также данные системы требуют отдельной установки.

Системы дистанционного обучения, такие как Google Classrom, находящиеся в свободном доступе и не требующие специального обучения
(с достаточно простым интерфейсом в использовании) и установки могут быть использованы любым образовательным учреждением или в качестве дополнительной площадки для поддержки обучающихся отдельными преподавателями.

СДО Moodle одна из популярнейших систем дистанционного обучения в России. Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных программ. [3].

Данная система имеет три основных процесса:

  • Процесс проведения занятий
  • Процесс анализа литературы и создание учебного курса
  • Процесс проверки посещаемости и успеваемости учащихся по проходимой дисциплине

Вышеуказанные процессы позволяют:

  • Создавать группы студентов и прикреплять их к необходимому курсу
  • Создавать и управлять учебными курсами
  • Проводить тестирования и анализировать их результаты
  • Поддерживать связь между преподавателем и учащимся через форум
  • Отслеживать деятельность учащихся курса
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся

Система дистанционного обучения Moodle является очень пластичной для формирования курсов преподавателями, так как есть возможность создавать курсы для различных задач и целей обучения и при этом может быть принят во внимание уровень подготовки обучающихся.

Система Moodle поддерживает следующие виды модулей:

  • элемент курса;
  • тип задания;
  • тип вопроса;
  • блок;
  • фильтр;
  • формат курса;
  • участники курса. [4]

При разработке учебных курсов преподаватель может использовать огромное количество элементов, предлагаемых СДО Moodle.

Каждый из элементов и ресурсов предлагаемых СДО Moodle дает возможность создавать учебные курсы, наиболее подходящие для определенной группы учащихся.

Глоссарий делает удобной работу с терминами. Внесенные в глоссарий определения выделяются цветом и видны во всех разделах курса.

Форум и чат позволяют обучающимся поддерживать связь с преподавателем. Также в данном разделе можно проводить коллективные обсуждения.

В элементе «лекция» можно разместить контент в достаточно гибкой форме. Данный контент может быть приведен в виде линейной схемы, а может в виде сложной схемы.

Элемент «задание» дает возможность преподавателю добавлять задания, получать работы учащихся (в любом цифровом контенте) и комментировать полученные работы.

«Тест» позволяет создавать и проводить различного рода проверки изученного материала. При этом есть возможность проводить тесты с различными типами вопросов для качественной оценки знаний учащихся.

Тест может быть создан с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или, например, со случайными вопросами. Также может быть задано ограничение по времени.

Тесты могут использоваться в:

  • В экзаменах курса
  • Как мини-тесты для прочитанных заданий или в конце темы
  • В итоговом экзамене, используя вопросы из промежуточных экзаменов
  • Для обеспечения немедленного отзыва о работе
  • Для самооценки

Оценки за тест сохраняются и суммируются. Посмотреть отчет об успеваемости можно в графе «отчет о пользователе», в котором приведены все полученные оценки за время изучения курса и вклад в итоговую оценку за курс.

Стоит отметить возможность использования гиперссылок для формирования курса. Данный модуль позволяет разместить, как ссылку на любой ресурс сети Интернет, так и ссылку на любой элемент внутри самого курса. Гиперссылка может быть встроенной в какую-либо страницу, а может открываться в другом окне.

Также интересными модулями СДО Moodle являются «Пакет SCORM» и «HotPot». «Пакет SCORM» представляет собой группу файлов, упакованных по требованиям стандартов для учебных материалов. Модуль SCORM позволяет добавить в курс пакеты SCORM или AICC, которые загружаются в виде архива.

SCORM может быть использован:

  • Для представления мультимедийного контента и анимации
  • Как инструмент оценивания

«HotPot» позволяет использовать разные интерактивные материалы для обучения и позволяет производить обработку упражнений, созданных с помощью таких программ, как: Hot Potatoes (version 6), Qedoc, Xerte, iSpring, любой HTML-редактор.

Список литературы:

  1. Серегина Е.А. Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России / Е.А. Серегина // Перспективы науки и образования. –2018. –№2(32). – С. 25-29.
  2. Гвоздев В.В. Работа в системе дистантного обучения Moodle / В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин // Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинская академия управления». – 2011. – С.3.
  3. Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена / Дистанционная поддержка обучения Moodle. – СПб. –2010. – С.3.

Руководство по работе с LMS Moodle [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://docplayer.ru/41339662-Rukovodstvo-po-rabote-s-lms-moodle-oglavlenie.html.// C. 6.

Опубликовано: 08.12.2021