Сюжетно-ролевой игра как технология развития коммуникативных компетенций дошкольника

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Руденко Татьяна Алексеевна

Организация: ГБОУ Школа №1554

Населенный пункт: г. Москва

Каждый педагог твердо знает, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.

Почему сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте?

Потому что в ней возникают главные новообразования и достижения этого периода.

Б. Эльконин определил сюжетно-ролевую игру как деятельность по присвоению мотивационно-потребностной стороны деятельности. В сюжетно-ролевой игре ребенок ориентируется в самых общих, фундаментальных смыслах человеческой деятельности, в отношениях людей.

Л. С. Выготский отмечал, что в сюжетно-ролевой игре впервые становится возможным расхождение видимого и смыслового поля. Здесь дошкольник преодолевает непосредственные стремления, подчиняется правилу игры.

Ролевые игры - это традиционное увлечение каждого ребенка. В таких играх малыш формируется как самостоятельная личность. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих.

Какие новообразования дошкольного возраста формируются в ходе сюжетно-ролевой игры?

Воображение, внутренний план действия, образное мышление. Скачек в сознательный воображаемый мир именно в этой деятельности осуществляется наиболее полноценно и интенсивно.

Интенсивно развивается самосознание ребенка, т.е. кто он и что он есть. Ребенок начинает контролировать себя с позиции этого персонажа. Разделение поведения и оценки на “я” и “не я”.
Способность управлять своим поведением, выполняя свою роль.
Главное противоречие: с одной стороны, игра - свободная эмоциональная деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, с другой стороны - это “школа произвольного поведения”, ребенок начинает подчинять свои действия правилам.

Рождается новая форма желания (большое влияние на мотивационную сферу человека): хочу и надо соединяется, ребенок хочет действовать так, как предписывает роль. Ребенок хочет быть правильным. Такую форму Л.С. Выгодский назвал - “Правило, ставшее аффектом”.
В игре ребенок учится управлять своим поведением. Подавление импульсов и ситуативных желаний. Личностные механизмы поведения (иерархия мотивов) - ребенок преодолевается, чтобы получить что-то более значимое и серьезное.

Становление мотивационной сферы: новые желания побуждают их устойчивость и отрабатывается иерархия.

Речевая деятельность становиться необходимостью, приложение усилий к развитию и использованию речевых навыков становиться ненавязчивым и незаметным, что порождает радость и желаемую потребность в общении. Коммуникация приобретает целесообразность.

В чём специфика общения детей в ходе реализации ими сюжетно-ролевой игры?

Общение детей ситуативно и связано с их действиями. Содержание общения дошкольников - игра. Роли направляют содержание их общения (Как себя вести, что делать, что говорить). Общаются на двух уровнях: воображаемый и реальный (постоянный переход с одного уровня на другой). Эти два плана подсказывают детям содержание их общения. Дети предпочитают, чтобы никто не видел эту игру. дети учатся слышать друг друга, согласовывать свои действия (В игре надо подстраиваться под действия партнера, учитывает, что он делает и говорит). Обучение этому общению происходит в игровой ситуации. Символическая функция сознания. Роль - главная клеточка и единица игры, содержит все главные аспекты психической жизни. Роль включает представление о том явлении, которое ребенок изображает. Игра требует развернутое действие. Роль включает желание быть этим человеком.

В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетно-ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка.

 

В логопедической работе сюжетно-ролевая игра является особым средством решения сложных коррекционных задач: начиная от запуска речи у неговорящих детей и до автоматизации полученных речевых навыков. Т.к. неотъемлемой частью сюжетно-ролевой игры является речевая деятельность, то благодаря этому у детей с нарушениями речи формируется связное высказывание, расширяется и активизируется словарный запас, закрепляется грамматический строй речи, развивается диалогическая речь и коммуникация ребенка.

Подбор сюжетно-ролевых игр в логопедической работе представлен следующей тематикой:

«Семья», «Праздничный обед», «Телефонный разговор», «Детское кафе», «Пиццерия», «Служба доставки», «Банк», «Больница», «Ферма», «Ветеринарная клиника», «Гипермаркет», «Ювелирный магазин», «ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения», «Театр», «Цирк», «Дом моды», «Телевизионная студия», «Туристическое агентство», «Авто-салон», «Авто-тех-сервис», «Метеостанция» и другие.

 

Как можно заметить, наряду с классической тематикой необходимо использовать и современные ситуативные образы, знакомые новому поколению детей. Тематика может варьироваться и при сюжетосложении могут образоваться новые игры.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. Ростов,2007.
  4. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми на логопедических занятиях. С-Пб.2014
  5. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
  6. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка. М., 2004

Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. Культурно-историческая психология - 2007. Том. 3

Опубликовано: 29.11.2021